Ассоциация Вин Чунь Кунфу Самуэля Квока

«Девять историй о Ип Мане»

Из рассказов учеников Ип Мана

1. Одарённый ученик Чан Ваа Суня

Отец Ип Мана происходил из богатой аристократической семьи коммерсантов. Их семья была известной и влиятельной в Фатсаане. У них был большой двор на улице Фу Юань (Фук Юнь 福渊), в переводе означающей «улица счастья и учёности». Домочадцы семьи Ип занимали большую площадь с двумя симметричными рядами домов старой постройки, по 20 домов вдоль улицы с каждой стороны, точно Муниципальный правительственный дом.

Само Хун в Роли Чань Ваа Суня ("Рождение легенды", 2010 г.)

Наследственный храм клана Ип был расположен в центре. Это был храм, в котором долгое время проживал и обучал искусству Вин Чунь известный Мастер Чань Ваа Сунь.

В возрасте 9 лет Ип Ман был принят учеником Мастера Чань Ваа Суня. Перед этим Ип упорно учился, всё свободное время он занимался каллиграфией, писал поэмы и наблюдал за тренировками учеников Мастера Чаня. День за днём его интерес к Вин Чунь всё возрастал. Наконец, он пошёл прямо к Мастеру Чань Ваа Суню и попросил принять его в группу. Мастер вначале решил, что желание Ипа несерьёзно и шутливо сказал, что каждый мальчик для зачисления в ученики должен заплатить три серебряные монеты. Услышав это, Ип побежал домой с радостью и надеждой. Вскоре он возвратился и принёс три серебряные монеты. Мастер Чань удивился и спросил, откуда он взял деньги.

Ученики Чань Ваа Суня выполняют Сиу Ним Тао ("Рождение легенды", 2010 г.)

Мальчик ответил, что он давно знал про эти монеты для поступления и начал собирать деньги несколько лет назад. Мастер не поверил мальчику, решив, что он украл деньги. Не возвращая денег, он сказал: «Если ты хочешь получить деньги обратно, пускай придёт твоя мать и подтвердит, что деньги действительно принадлежат тебе». Ип Ман поторопил свою мать прийти к учителю. Увидев мать мальчика, Чань Ваа Сунь сказал: «Я не сомневался в происхождении денег, я хотел только поговорить с матерью персонально, согласна ли она, что бы её сын занимался Кунфу у меня. Мальчик очень способный, я заметил, как он наблюдает за нами долгое время. Если он последует за мной, он достигнет больших успехов в боевых искусствах». Мадам Нг было очень приятно слышать это, и она ответила, что если Чань Ваа Сунь примет её сына, она не будет этому препятствовать.

С этого времени Ип стал самым юным и фактически последним учеником Чань Ваа Суня. Мастер Чань умер, когда Ип Ману было тринадцать лет. В последние минуты жизни Мастер Чань позвал своего старшего ученика Нг Чун Со и сказал: «Ип Ман — хороший мальчик и одарённее других, он один из тех, кто может успешно продолжать традиции Вин Чунь. Жаль, что я не могу остаться дальше. Отныне ответственность за его обучение ложится на тебя. Сделай эту услугу ему». Нг Чун Со пообещал Мастеру учить Ип Мана и своё слово сдержал.

Юэнь Бяо в роли Нг Чун Со ("Рождение легенды", 2010 г.)

Два года Ип Ман обучался у Нг Чун Со. После этого он переехал в Гонконг продолжать образование в колледже св. Стефана в Стэнли. Однажды он был представлен Мастеру Леун Бику, сыну Леун Цзааня, Учителя Мастера Чань Ваа Суня. Леун Бик был тогда владельцем известной шелковой компании в западной части Гонконга. Доброта Ип Мана и его отношение к учебе покорили Леун Бика, и он решил обучить его всему, что знал сам. Позже Ип Ман говорил, что получил фундаментальные навыки от мастера Чань Ваа Суня, а отточил мастерство и взял изощренные техники у Леун Бика. Когда Ип был молод, он уделял большое внимание, внешней форме движений, не задумываясь над их внутренним содержанием. Но позже он понял, что в приемах Вин Чунь важное значение имеют теория и ее практическое применение.

1 (14)

Мастер Ип Ман стал знаменитым ещё в молодости. Но ему пришлось прервать занятия, потому что во время войны он пошёл служить в армию. После войны он вернулся в родные места и занял пост капитана полицейских патрулей в Намхое, где служил несколько лет. Будучи Мастером боевых искусств и капитаном полиции, он не был заносчивым и высокомерным. Напротив, он одевался скромно, и выглядел культурно и грациозно. Он редко носил пистолет, чувствуя себя отлично вооруженным боевым искусством Вин Чунь. За время службы на посту капитана полиции, Вин Чунь Кунфу много раз помогало Мастеру Ип Ману достойно выходить из трудных ситуаций.

2. Победа над грабителем

В маленьком городе, где служил Ип Ман, был один грабитель по имени Цзу Пин, который был жестоким, огромным, сильным и искусным бойцом. Местные полицейские долгое время были бессильны против него. Однажды Ип Ман узнал, что Цзу Пин появился в Фатсаане. Ип взял с собой несколько детективов для поимки преступника. Он предупредил их, что грабитель жесток и вооружен, и что опасно начинать с ним перестрелку на оживленной улице. Ип Ман первым должен был начать действовать, и лишь когда он схватит его, детективы помогут ему, но до этого они должны укрываться за углом. Вскоре появился преступник. Ип Ман шагал прямо к нему.

1 (1)

Будучи хорошо и прилично одетым, он не вызывал подозрения. Грабитель спокойно шел мимо. Ип повернулся и назвал его по имени. Преступник испугался, что его узнали, и попытался бежать. Ип Ман шагнул вперед и схватил его за воротник, тогда тот попытался вытащить пистолет, но Ип завладел руками грабителя. Преступник начал бороться. Но руки Ип Мана были слишком сильны, а его стойка была очень твердой. В этот момент подоспели детективы, без шума надели на него наручники и доставили известного бандита в участок. После допроса грабитель принял все обвинения против себя, и сожалел лишь об одном, что был схвачен невзрачным прохожим, и самым глупым, не достойным для него образом. Ип улыбнулся ему: «Ты назвал меня невзрачным. Думаешь ли ты, что сможешь победить меня своими приемами?» Преступник сказал: «Если бы мне позволили, я голыми руками разделался бы с тобой за одну минуту». Мастер Ип попросил снять с преступника наручники, и в случае победы разрешил ему быть свободным. Двое мужчин были готовы начать реальный бой в холле полицейского участка. Преступник принял широкую стойку и, используя длинные руки, атаковал сильными и быстрыми ударами на близкой дистанции. Ип Ман просто уклонялся влево и вправо, избегая прямого контакта с ударами.

Внезапно преступник исполнил реверсивный удар, но не успел еще одернуть руку, как Ип Ман захватил его запястье правой рукой, и, надавив на локоть левой рукой, сильно потянул вниз. Преступник потерял равновесие и провалился вперед. В этот момент великий Мастер Ип Ман правым коленом нанёс ему атаку в грудь. Преступник пропустил смертельный удар и упал на пол с пеной на губах.

Благодаря этому инциденту, Ип Ман стал известен, как безоружный детектив, а Фатсаань стал мирным и свободным от криминала в те годы, когда он занимал пост капитана полиции.

3. Сила пальцев Ип Мана

Полицейский Юй Ю ("Ип Ман", 2008 г.)

В городе был человек, по имени Юй Ю. Он служил в армии во время войны, позже он был принят в один из полицейских патрулей в Наамхое (Наньхай 南海), под командование Ип Мана. Так как у Ип Мана было большое количество патрулей, ни Юй Ю, ни Ип Ман не знали друг друга лично. Однажды Юй Ю во время патрулирования вдоль Деловой улицы с кем-то громко поспорил. Так случилось, что Ип Ман проходил рядом. Он увидел, что один из спорщиков полицейский и вооружен револьвером.

Он решил остановить спор и успокоить их словами. Но заносчивый полицейский не послушал такого скромно одетого господина, как Ип Ман. Полицейский Юй Ю ("Ип Ман", 2008 г.) Он закричал на него, выхватил револьвер и направил его на Ип Мана. Чтобы исключить опасность, Ип Ман ринулся вперед и схватил револьвер за барабан, не давая ему прокрутиться, а револьверу выстрелить. Патрульный Юй Ю попытался освободить револьвер от хватки Ип Мана, но пальцы Мастера были настолько сильны, что после нескольких рывков барабан просто выпал из револьвера, на удивление большой толпы прохожих.

4. Вызов в школе Баак Мэй

Леун Сеун (Лян Сян 梁相), мастер школы Кунфу Баак Мэй («Белая Бровь») гордо демонстрировал очередную технику самообороны своей группе: удар ногой в сторону, захват, удар кулаком. Леун выполнял движения с большой скоростью и высокой точностью, что и следовало ожидать от человека, который уже двадцать лет занимался боевыми искусствами. Вся группа подражала совершенству его движений.

Первые ученики Грандмастера Ип Мана в Гонконге (Гонконг, 1951 г.)

В дальнем углу комнаты какой-то старик быстро отвернул голову в сторону и прикусил язык, давясь от смеха. Удар ногой в сторону! Захват! Удар кулаком!

Для опоры, старик прислонился к стене. Когда он пытался скрыть свой смех, всё его тело тряслось, как в истерике. Внезапно его терпение иссякло, и его тихое хихиканье превратилось в громкий хохот. Леун остановил занятие, его лицо покраснело от гнева. «Эй, старик!»– спросил он резко,– «Над чем Вы смеётесь?»

«О, ничего, ничего»,– ответил тот. – «Пожалуйста, продолжайте. Я постараюсь не беспокоить Вас больше». Леун Шеун глубоко вздохнул и прошёлся по комнате вперёд и назад. Он всё ещё был рассержен. «Послушай, старик, несколько месяцев назад мы нашли тебя в Макао. Ты жил в контейнерах для мусора. Мы привели тебя сюда, в зал нашего Союза. Мы дали тебе место, чтобы спать, и еду, чтобы есть. Самое малое, что ты бы мог сделать – это проявить немного уважения, когда я преподаю».

Старик навострил уши. Он правильно услышал? Уважение? Уважение к чему? Уважение к тому, что он видит?

«Тогда наименьшее, что Вы могли бы сделать – это проявить немного уважения к тому искусству, которое Вы преподаёте»,– крикнул в ответ старик.– «Всё, чему Вы их учите – это бить по воздуху!» Он быстро выполнил технику Леуна: удар ногой в сторону, захват, удар кулаком.– «Но воздух не бьёт в ответ. А что случится, когда Вы встретите врага, который будет Вам отвечать?»

Старик покачал головой: «Если Вы действительно изучаете Кунфу, то должны, или делать это серьёзно или никак!»

«Послушай, старик»,– уже зарычал мастер Леун,– «если ты думаешь, что знаешь что-то особенное, то почему бы тебе не выйти сюда и не поучить меня?»

С момента того вызова Леун Шеуна, в тот далёкий день 1952 года начался официальный отсчёт двадцатилетней карьеры Ип Мана, как Учителя боевых искусств и патриарха стиля Вин Чунь.

Ученик Патриарха Ип Мана - Мастер Леун Сеун с учениками

Ип Ман имел рост чуть больше 150 см и вес около 120 фунтов (54,4 кг). Он казался «малышом» рядом со своим противником, у которого рост был около 180 см и вес около 200 фунтов (90,7 кг). Но во время этого легендарного поединка, который проходил на глазах многочисленных очевидцев, Ип Ман, казалось, без больших усилий бросал мастера Баак Мэй по всей комнате. Как ни пытался атаковать Леун Шеун, но всегда оказывался на полу. Когда «всё было сказано и сделано», Леун Шеун признал поражение и передал свою группу Кунфу Ип Ману, а сам стал его первым учеником.

5. Прошлое Ип Мана

Однако, для Ип Мана его новая роль Сифу не была счастьем. Перед Второй Мировой войной он был членом богатого семейного клана, который занимался торговлей в южном китайском городке — Фатсаань, расположенном в провинции Гуаньдун. Он имел большой дом, магазины в городе и усадьбу в деревне. С женой и детьми, он наслаждался своей безбедной жизнью.

В период с 1937 по 1941 годы Ип Ман служил в китайской армии. В тот период, Китай подвергся нападению Японии и войну проиграл. Ип Ман вернулся к своей семье в Фатсаань. Времена были трудные. Его хозяйство в деревне было разорено. Его жена тяжело заболела.

Конец войны принес небольшое облегчение. Китай нуждался в восстановлении разорённых городов и деревень, но, вместо этого, оказался втянутым в большую гражданскую войну.

Националистическое китайское правительство завербовало Ип Мана на службу капитаном полицейских патрулей в деревне Намхой. Это правительственное назначение помогло восстановить хозяйство Ип Мана, но помощь пришла уже слишком поздно. Его любимая жена после долгой болезни умерла.

После победы коммунистов в 1949 году, Ип Ман оставил двух подрастающих сыновей в Фатсаане сбежал в Гонконг. Если бы он остался, его бывшая служба капитаном полиции, с приходом власти коммунистов, означала верную смерть. Ему исполнился уже 51 год. В этом возрасте Ип Ман был вынужден начать совершенно новую жизнь на пустом месте.

«То горе от потери дома, жены и семьи добило его. Он разочаровался в жизни и начал жалеть себя. Очень скоро бывший богач и бывший полицейский стал настоящим нищим».

«В это время Леун Сеун (Лян Сян 梁相) и парень по имени Чен Као»,– продолжает Чеун,– «нашли его блуждающим по пирсу Макао. Он выглядел бездомным бродягой. Они не знали, что он был мастером боевого искусства, но были с ним вежливы. Они помогли бы любому на его месте. Они взяли его в помещение зала «Союза Ресторанных Рабочих» и позволили ему остаться жить там».

«Когда Ип Ман начал преподавать в «Союзе Ресторанных Рабочих», он сначала обучал только Леуна Сеуна, Лок Ю (Ло Яо 駱耀) и Чен Као. Потом появились несколько других учеников, например, Чой Сеун Тинь (Сюй Шан Тянь 徐尚田). Леун Сеун, который уже был мастером Кунфу до изучения Вин Чунь, прогрессировал намного быстрее остальных учеников. Несколько месяцев спустя, пришли и другие ученики».

Ип Ман быстро проявил себя, как необычный преподаватель. Например, Вильям Чеун вспоминает, что в течение семи лет, которые он провёл с мастером, он ни разу не видел, чтобы Ип Ман сам вёл занятие в классе. Обычно Ип Ман стоял в конце комнаты, наблюдая за своими помощниками и поправляя любимых учеников, но конкретные указания им давали Леун Сеун, Лок Ю, Чой Сеун Тинь, Вон Cунь Леун (Хуан Чунь Лян 黃淳梁).

«Он никогда не проводил занятия сам»,– говорит Чеун. –«Только изредка, с богатыми клиентами, которые за частный урок, могли заплатить очень дорого. В те времена он часто брал меня с собой. Теперь предположите, что он собирался показать клиенту технику упражнений с деревянным манекеном. Он показывал ему эту технику только один раз, а после этого с клиентом занимался я».

Регулярные занятия Ип Мана состояли, в основном, из практики форм, Чи Сао, тренировки с деревянным манекеном, и свободного спарринга. Не существовало никакого плана занятий. Каждый его помощник выбирал упражнения по своему усмотрению.

В редких случаях великий мастер в практике Чи Сао, мог коснуться рук одного из любимых учеников. Но это продолжалось всего несколько секунд. Ип Ман опасался, что, если он будет работать Чи Сао с новичком, то его собственная техника станет хуже, так как ему приходилось «замедляться» для ученика и специально для него «раскрываться», чтобы тот мог его атаковать. Ип Ман считал, что со временем это может превратиться в дурную привычку.

Ип Ман говорил на своих уроках очень мало и стремился учить своих учеников скорее примером, чем словами. Однако, как уже говорилось, показывал он свою подлинную технику очень редко и только самым близким ученикам.

Он всегда призывал своих учеников не использовать боевое искусство для дурных целей, учил не обижать людей, быть вежливыми и воспитанными. Он пытался удержать их от драк с уличными бандами Гонконга, но он всегда поддерживал честные спортивные соревнования и честные поединки.

6. Воспоминания Виктора Кана (Кань Ваа Цзи 簡華捷)

В середине 50-ых Ип Ман не был очень счастлив. У него было много личных проблем. Двое его сыновей все еще оставались в континентальном Китае, и у него было много финансовых трудностей. Последние ситуации фактически вынудили его переместить в мае 1957 свою школу в трущобы Гонконга под названием Саб Гик. Я и только несколько других лояльных студентов постоянно были с ним, помогая в обучении и давая отпор многим незваным гостям. Для меня эти события были очень ценными, и я учился применять свои навыки во всех ситуациях. Я помню специфические случаи, когда я шёл, на занятие и увидел, что большая толпа людей собралась в нескольких кварталах от школы. Я пробился сквозь толпу и увидел, что на тротуаре лежит и кричит женщина. Её голова была в крови. Рядом я увидел оскорбляющего её коренастого мужчину, который, как оказалось позже, был её мужем. Внезапно появился маленький человек и вмешался в происходящий конфликт, защищая женщину. К моему удивлению, им оказался мой Сифу. Хулиган грубо указал Ип Ману не лезть не в своё дело, но Сифу Ип ответил: «нехорошо бить слабого человека. Это — моя окрестность, следовательно, это – мое дело». Тогда человек внезапно начал пытаться ударить Сифу Ипа, который легко отразил их правым Лап Сао и левым Пак Сао. В течение нескольких секунд спор был закончен, и человек убежал, держа свою голову обеими руками. Сифу Ип, помог женщине подняться и благополучно проводил её домой. После этого случая, множество людей поражённых храбростью и боевым мастерством Ип Мана, немедля пришли проситься в его школу изучать Вин Чунь. Школа стала настолько переполненной, что мы обучались Чи Сао на улице! Я фактически стал его помощником, курирующим новых учеников. С тех пор Сифу Ип никогда не оглядывался назад.

7. Воспоминания Вильяма Чеуна

Ип Ман и ученики

«Мастер Ип Ман имел очень хорошее чувство юмора»,– вспоминает Вильям Чеун. – «Он любил давать прозвища своим ученикам, и он долго думал, выбирая их. Например, Вон Сунь Леун (старший ученик Ип Мана) получил прозвище Вон «Подобный быку». Меня он называл «Большой Хриплый Мальчик», а Брюс получил от него прозвище «Выскочка».

Через два года после того, как Ип Ман начал преподавать в зале «Союза Ресторанных Рабочих», его попросили уехать. Его классы стали слишком многочисленными, и посещали их в основном не члены профсоюза. Этот зал фактически превратился в школу Кунфу. Тогда Ип Ман и его последователи открыли первую коммерческую школу Вин Чунь на улице Лэй Дат в районе Яуматэи в Коулуне. Хотя Ип Ман был уже известным и преуспевающим человеком, его жизнь всё ещё не была счастливой.

Вильям Чеун рассказывал: «Ип Ман повторно женился в 1954 году. Ему было 60 лет, а ей около сорока. Я думаю, он встретил её в ресторане. Так или иначе, некоторые люди думали, что у неё не очень чистое прошлое. Все его ученики сторонились её, и это делало Ип Мана очень несчастным».

«Люди не понимают, что жизнь меняется. Это происходит циклически. Иногда жизнь улучшается, иногда становится хуже. Есть времена, когда вы должны забыть о прошлом. Ученики часто мыслили очень узко. Они даже не проявляли уважения к своему мастеру. Они даже могли иногда называть его «стариком», при этом очень и очень непочтительно».

«Это было одной из причин, по которым Ип Ман, никогда не преподавал в классе лично. И я не думаю, что он делал неправильно, не преподавая. Только после того, как прославился Брюс Ли, его ученики поняли, что их мастер и его стиль были действительно великими. Они увидели, что он мог воспитывать учеников, подобных Брюсу«.

В 1956 году Ип Ману пришлось выехать из его первой школы на Яуматэи.

Клан Вин Чунь переехал тогда в квартиру в государственном доме. Ип Ман жил и преподавал в этой квартире. Его ученики создали комитет, который собирал плату за обучение, платил за аренду помещения и выплачивал Ип Ману пособие на жизнь. Вильям Чеун вспоминает, что в этот период его мастеру иногда приходилось бороться за жизнь в буквальном смысле слова.

«Когда мы переехали в государственный дом, там были установлены ограничения на воду. Воду давали только раз в четыре дня по четыре часа. Нужно было набирать воду в вёдра, чтобы её хватило на следующие четыре дня.

Обычно я делал все хозяйственные работы и убирал квартиру, но тем утром я был на рынке. Мой мастер захотел набрать немного воды. Все арендаторы должны были набирать воду из одного «государственного» крана. Местные гангстеры стали хозяевами этого крана и брали с жителей по 50 центов с каждого ведра. Дело было ранним утром, и у Ип Мана не хватило юмора, чтобы что-то ответить на требование денег. Он просто послал этих ребят подальше. Я как раз возвращался с рынка. Сначала я услышал громкие крики, а потом увидел, что происходит. Я сразу бросился к нему на помощь. Ип Ман дрался один против шести или семи бандитов. Эти головорезы имели шесты для переноски вёдер. Они, вероятно, использовали их, чтобы запугивать людей. Ип Ман выхватил у одного из них шест и сбил всех противников с ног за несколько секунд. Когда я подбежал к ним, они собрали свои шесты и, хватаясь за головы, бросились бежать. С того времени каждое утро, не раз в четыре дня, а каждое утро, два ковша воды стояли у дверей его квартиры».

После многих лет обучения репутация Ип Мана, как преподавателя Вин Чунь, сильно выросла, и он смог, наконец, позволить себе лучшие условия для жизни. В 1964 году он добился разрешения на выезд из Китая в Гонконг для двух своих сыновей вместе с их семьями. Ещё через три года, частично благодаря процветанию, которое принесла ему слава Брюса Ли, снявшегося в сериале «Зелёный Шершень», Ип Ман создал большую и хорошо оборудованную школу.

Сегодня наследие боевого искусства Ип Мана покрыто тайной. Многие преподаватели Вин Чунь утверждают, что были его прямыми учениками и лично унаследовали от мастера некие секретные техники Вин Чунь. Однако, как говорит Вильям Чеун, «вероятно было меньше шести человек во всём огромном клане Вин Чунь, которым Ип Ман лично преподавал всё своё искусство, или хотя бы его часть».

«Уровень Ип Мана в боевых искусствах был настолько высок, что он не мог выдержать медлительного ученика. Он был очень нетерпелив с медлительными учениками. Так что он не мог стоять и обучать более чем несколько человек. Кроме того, он придерживался старой традиции времён «Боксёрского Восстания», которая не позволяла обучать боевым искусствам европейцев или американцев. Он считал, что Вин Чунь должен остаться только китайским национальным искусством.

«Ип Ман был образованным человеком, и он никогда не собирался преподавать Кунфу, чтобы этим зарабатывать себе на жизнь. Больше всего он любил смотреть футбол и посещать китайскую оперу. Больше всего на свете он ненавидел невежество. Именно поэтому он не любил многих мастеров боевых искусств. Он всегда стремился к совершенству. Он никогда не останавливался на полпути к цели. Именно поэтому многие люди не понимали его». В мае 1970 года Ип Ман навсегда прекратил преподавать боевые искусства. Он умер от рака горла 2 декабря 1972 года.

8. Воспоминания Брюса Ли

В своей книге «Брюс Ли: Человек, которого знала только я» Линда Ли приводит текст воспоминание, написанного её мужем для учительницы английского языка в 1961 году. Воспоминание ясно иллюстрирует тонкую тактику Ип Мана, которую он использовал, чтобы влиять на своих учеников.

«Только после четырёх лет тяжелого обучения искусству Кунфу, я начал понимать и чувствовать принцип мягкости – искусство нейтрализации усилий противника с минимальными затратами энергии. Всё это следовало делать в спокойствии и без приложения усилий. На словах это казалось простым, но сделать это было трудно. В тот момент, когда я дрался с противником, моё сознание было возбуждённым и неустойчивым. Особенно после обмена сериями ударов руками и ногами, вся моя теория мягкости исчезала совершенно. Моей единственной мыслью было: «во что бы то ни стало, я должен бить его и победить».

Мой инструктор, Учитель Ип Ман, глава школы Вин Чунь, подошёл ко мне и сказал: «Лун, расслабься и успокой своё сознание. Забудь о самом себе и следуй движениям своего противника. Позволь своему сознанию на основе реальности противодействовать противнику без предварительного процесса обдумывания. Прежде всего, изучи искусство «не выбирания».

«Это было то самое! Я должен был расслабиться. Однако, принимая это решение, я уже делал что-то, противоречащее моему желанию. Когда я сказал себе, что я «должен расслабиться», то требование усилия в слове «должен» уже противоречило отсутствию усилий в слове «расслабиться». Когда моё острое самосознание дошло до того состояния, которое психологи часто называют состоянием «двойной смеси», мой инструктор снова подошёл ко мне и сказал: «Лун, будь спокоен, следуя естественному ходу событий и не вмешиваясь в него. Никогда не противопоставляй себя природе, никогда не встречай любые проблемы «в лоб», но контролируй их, соприкасаясь с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом».

«Всю следующую неделю я оставался дома. После многих часов медитации и практики я отправился к морю, чтобы поплавать одному в джонке. Там, в море, я вспомнил свою последнюю тренировку. Это воспоминание вывело меня из себя, и я ударил по воде кулаком. В тот же миг внезапная мысль возникла у меня. Разве не вода, один из главных видов материи, является сутью Кунфу? Разве обычная вода не показала мне принцип Кунфу? Я ударил её сейчас, но это не принесло ей вреда. Снова я изо всех сил нанёс удар по воде, но снова не причинил ей никакого вреда. Тогда я попытался схватить её, но это было невозможно. Вода, самое мягкое вещество в мире, могла приспособить себя к любой форме. Хотя она выглядела слабой, она могла пробиться через самое твёрдое вещество на Земле. Вот она – истина! Я должен стать подобным воде!»

Хотя Брюс Ли немного преувеличил себя по случаю, который он описал, всё равно всё показывает интеллектуальные и технические высоты, к которым Ип Ман вёл своих учеников.

Но в то же самое время великий мастер Вин Чунь сохранил черты детства. Он очень любил необычные шутки Брюса, хотя иногда примириться с ними было трудно, например, если Брюс приходил в класс с порошком, вызывающим зуд, с особым вибратором, трясущим руку во время рукопожатия, или с детскими водяными «брызгалками».

9. Ип Ман и Брюс Ли

Они встретились в Гонконге, когда Брюс учился в колледже Святого Франциска. Отец БрюсаЛи Хой Чуэн был большим другом Ип Ман. Они были земляками из Фатсааня. Близкие отношения между ними повлияли на то, что Брюс стилем своей жизни выбрал боевое искусство. В конце третьего года обучения технике Вин Чунь, Брюс очень преуспевал в занятиях, но вынужден был оставить Гонконг, чтобы продолжить образование в США.

Уже тогда у Брюс Ли и Мастера Ип Мана были расхождения во взглядах. Перед расставанием Ип Ман напомнил Брюсу, что китайское Кунфу — одно из софистических искусств Китая, китайцы нуждаются в его приемах для самозащиты и поддержания здоровья, и эти приемы ни в коем случае не должны быть доступны иностранцам (это был типичный стереотип мышления старых мастеров Кунфу). Брюс Ли обещал помнить это. Но сразу же по приезду в США, он открыл школу, стал принимать иностранных студентов и обучал их Вин Чунь, чем очень огорчил своего учителя.

Летом 1965 года Брюс Ли вернулся в Гонконг с женой и сыном. Он нанёс визит своему Учителю и попросил обучить его оставшейся части комплекса приемов на деревянном манекене, который он недоучил в те четыре года перед отъездом в США. Далее он попросил у Ип Мана разрешения снять фильм длиной в 8 минут полного Сиу Ним Тао («Малая идея»), который был нужен ему для преподавания в США. За это он обещал Мастеру Ип Ману купить новую квартиру. Брюс сделал очень серьёзную ошибку, он так подчеркивал роль денег, что задел самоуважение Учителя. Мастер Ип Ман отказал ему, говоря: «Я не могу обещать тебе это, по причине того, что во-первых, ты не просто ученик, которого я обучил, а во-вторых, я никогда не выполнял подобные просьбы моих учеников. Если я приму твое предложение, что я скажу остальным?» Отвергнутый Ип Маном Брюс Ли обратился за помощью к сыну Учителя — Ип Чуню. Ип Чунь ответил: «Мы переехали в Гонконг более 10 лет назад. Мы часто меняли дома и не имели своего собственного. Действительно, новая квартира нам нужна. Но всё-таки для человека существуют более ценные понятия, чем комфортабельная материальная жизнь. Мой отец имеет сильный и твердый характер. Это знаешь и ты, и я. И если он отказал тебе, я не смогу повлиять на него».

Разочарованный, Брюс Ли вернулся в США. Он не мог дальше преподавать Вин Чунь, потому что не взял всей системы и никогда не смог бы стать «первым номером» в этом стиле. Брюс начал изобретать свой новый стиль, назвав его Джит Кюэнь До — «Путь опережающего кулака». Фактически приёмы Джит Кюэнь До базируются в основном на приёмах и принципах Вин Чунь в комбинации с техникой ног Таэквондо и Каратэ, а также немного западного бокса и дзю-до. Поэтому и теоретические работы Брюса Ли, изложенные в газетах, книгах, журналах, были в основном теориями Вин Чунь, китайских философов Даосизма, с элементами из теории западного бокса и дзю-до.

С того момента, когда Брюс Ли прославился своим Джит Кюэнь До, Ип Ман никогда больше не упоминал о нём. Причины разногласий между ними кроются в различных жизненных позициях и разном образовании. Ип Ман получил классическое китайское образование и жил под влиянием конфуцианства. У него было сильное чувство национализма. Поэтому он имел строгие и твёрдые убеждения. Он стойко переносил нужду. Он был беден в течение жизни — и когда был капитаном полиции, и когда стал Учителем боевых искусств. Он был счастлив принимать жизнь такой, какая она есть.

Брюс Ли, напротив, обучался в английской школе в Гонконге, перед тем, как уехать в США для продолжения философского образования. Он был под сильным влиянием прагматизма, добивался известности и богатства в жизни. Он преуспел в этом, однако до самой смерти превыше всего ставил любовь к боевым искусствам и к своей жене.

Случайное фото

Новости

СЕМИНАР ГРАНДМАСТЕРА САМУЭЛЯ КВОКА В МОСКВЕ!

Для практикующих Вин Чунь Кунфу Самуэля Квока! Прямая передача Вин Чунь линии Ип Мана - из рук в руки! В период с 20 по 24 мая 2017 года состоится очередной Семинар Сифу ... /далее.../

ВНИМАНИЕ! ИНСТРУКТОРСКИЙ ДЕНЬ!

Каждое второе и последнее Вс. месяца с 12.00 до 18.00 в Штаб-квартире отделения, г. Лыткарино (МО)! День совместной практики Инструкторов и Аттестованных занимающихся! 6 ... /далее.../

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ СИФУ!!!

Дорогой Сифу Самуэль Квок! От всей души поздравляем Вас с Днём рождения! Пусть сбываются все Ваши Мечты, и осуществляются все Цели. Желаем Вам Любви и Радости, крепкого ... /далее.../

АТТЕСТАЦИЯ — УРОВНИ «СИУ НИМ ТАО» И «ЧАМ КИУ»

5 марта 2017 года состоялась аттестация по уровням "Сиу Ним Тао" и "Чам Киу"! Аттестованы: Задорожный Александр (Москва) и Захаров Александр (Лыткарино, МО); / Подробнее... ... /далее.../

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УРОКИ — ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ!

Дни - Пн, Ср, Пт и Вс Время - с 08.00 до 18.00 Место - Штаб-квартира отделения, г. Лыткарино (МО) Индивидуальный подход к каждому! Проработка и правка ручных форм Вин Чунь ... /далее.../

/ все новости /