«Ип Ман и его учение»

Из бесед с Грандмастером Самуэлем Квоком

Билли Дэвидсон, сентябрь 2007 года

Многие говорят, что получили знание Вин Чунь непосредственно от Ип Мана, а некоторые заявляют, что были его старшими, или приближенными учениками; такие утверждения, к сожалению, чаще всего являются политическими и рекламными ходами. Политика вокруг Вин Чунь вряд ли вписывалась в представления Ип Мана о мире Кунфу. Однако в действительности существует множество методик обучения, и даже разные варианты исполнения основных форм Вин Чунь, отличающиеся от тех, что демонстрирует Ип Ман в сохранившихся видеофрагментах. Так как же такое возможно?

Незадолго до смерти Ип Ман решил сохранить систему Вин Чунь в том виде, в каком он ее практиковал. Он записал своё исполнение форм Сиу Ним Тао, Чам Киу и Мук Янь Чжон на восьмимиллиметровую кинопленку, чтобы его сыновья могли использовать этот материал как эталон системы семьи Ип. Этим уникальным фильмом Ип Ман не просто показал, как он исполнял формы; он выразил свой взгляд на то, в каком именно виде он желал бы оставить своё наследие последующим поколениям учеников.

Мастерство Ип Мана даже в состоянии тяжелой болезни показывает, что при усердных занятиях и правильном понимании боевого искусства, оно останется с практикующим до самой смерти. Именно так тренировался Ип Ман, и он хотел, чтобы именно так тренировались его последователи.

В моем понимании, как и в понимании многих учеников Ип Мана, Кунфу означает тяжкий труд! Учитель может передать вам своё знание системы, но это лишь половина дела, так как вам предстоит приложить немало собственных усилий, чтобы добиться результата.

В итоге, ваше Кунфу всегда лишь наполовину соответствует Кунфу ваших учителей, наполовину же оно ваше. Из историй, дошедших до нас от известных мастеров Вин Чунь, известно, что Ип Ман учил каждого в соответствии с уровнем его образования и характером привычной для него работы. Следовательно, трактовки, предлагавшиеся им одному ученику, могли отличаться от объяснений, дававшихся другим. Однако это не делает такие трактовки тайным знанием, или каким-то ключом к пониманию всей системы, необходимым для дальнейшего совершенствования мастерства. Вин Чунь породил множество прекрасных бойцов, кто-то из них был бойцом прирожденным, а кто-то для этого упорно тренировался; так что же в первую очередь было необходимо для их развития и роста мастерства?

Известна история об ученике Ип Мана, который, пропустив в реальном бою низкий удар ногой, посчитал, что выученная им защитная техника не работает. Рассказав о произошедшем с ним случае Сифу, он попросил его показать более действенный способ защиты. Ип Ман, зная сильные и слабые стороны своего ученика, показал ему, как можно видоизменить движение, сделав его более пригодным именно для него. Таким образом, возникло отличие в исполнении классического движения этим учеником от того исполнения, которое известно из форм, а также от других учеников Ип Мана.

Однако некоторые ученики в такой ситуации теряют чувство здравого смысла. Их Учитель, Ип Ман, увидев необходимость индивидуального исполнения ими некоторых техник, помог им, внеся свои изменения, возможно, ценой небольших отклонений от классического исполнения. Им же кажется, что учитель сказал: «Есть лишь один правильный способ, мой способ – и он таков». Напротив, когда ученик спрашивал Ип Мана, можно ли ему изменить движение или стойку, подстроив их под себя, Ип Ман отвечал: «Тебе так удобнее? И это не противоречит принципам Вин Чунь? Тогда так и делай». Если Учитель помогает ученику совершенствовать свое мастерство в направлении, наиболее подходящем для этого конкретного ученика, можно ли требовать от него большего?

Известно множество историй о том, как Ип Ман пропагандировал искусство Вин Чунь в поздний период своей жизни. Однако начал он открытое преподавание Вин Чунь всем желающим скорее под давлением тяжелых условий жизни в Китае и Гонконге, хотя, оставаясь человеком независимым и верным традиции, ни за какие деньги или возможности он не соглашался давать ученику знание, к которому тот был не готов.

Чтобы быть хорошим Учителем, нужно понимать, чего именно пытаются достичь ученики, и помогать им в этом. Таким образом, Учитель должен быть терпелив, понятлив и восприимчив, он также должен уметь передавать знание с помощью любых образов и любого языка, подходящего ученикам. Именно это удавалось Ип Ману благодаря его образованности, что в те времена было редкостью.

Благодаря возможности лично тренироваться с некоторыми из старших учеников Ип Мана у меня сложилось глубокое убеждение, что Ип Ман любил Вин Чунь и ту традицию, которая свойственна лишь китайским боевым искусствам.

Сегодня многие преподаватели Вин Чунь охотно передают ученикам то, что они узнали от своих Учителей, но не способствуют тому, чтобы переданное знание в руках ученика ожило и заиграло в присущей лишь ему манере. Много лет назад я сказал своему Учителю – Сифу Самуэлю Квоку: «Я хочу достичь такого же уровня в Вин Чунь, как Вы.» Он ответил: «Ты никогда не станешь, как я: я китаец, я выше ростом, и мне привычна другая работа; не пытайся стать таким, как я, просто усвой правильный способ тренировок, тренируйся усердно, и стань всем тем, чем сможешь». Эти слова я всегда помню и даже использую в собственных наставлениях.

Случайное фото

Новости

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ СИФУ!

Дорогой Сифу Самуэль Квок! От всей души поздравляем Вас с Днём рождения! Пусть сбываются все Ваши Мечты, и осуществляются все Цели. Желаем Вам Любви и Радости, крепкого ... /далее.../

НАБОР В ГРУППЫ В ЛЫТКАРИНО (МО)

для всех желающих с 16 лет и старше: Зал в Лыткарино, МО ул. Степана Степанова, д. 6 Группа для взрослых:Пн, Ср и Пт (20.00 - 22.30)Инструкторский день:Последнее Вс месяца (13.00 ... /далее.../

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Пн, Вт, Ср, Чт, Пт и Сб (12.00 - 18.00) Проработка и правка форм Вин Чунь и их применения; Проработка циклов Чи Сао и свободная парная работа; Разбор и проработка вопросов ... /далее.../

ИНСТРУКТОРСКИЙ ДЕНЬ

Последнее Вс. месяца с 13.00 до 18.00 в Штаб-квартире отделения, МО, г. Лыткарино! День совместной практики Инструкторов и Аттестованных занимающихся! Работа самостоятельная ... /далее.../

«ШЁЛК И БАМБУК» – КЛАСС ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКИ

Для всех желающих! Уроки игры на традиционных китайских инструментах - семиструнной цитре Цинь, бамбуковых флейтах Сяо, Дицзы и глиняной окарине Сюнь. Прекрасные древние ... /далее.../

/ все новости /