«Мой отец Ип Ман»
Сигун Ип Чин, октябрь 1985 года
Мой ныне покойный отец Ип Ман активно продвигал искусство Вин Чунь после того, как переехал в Гонконг в 1949 году. За короткий период в 22 года (1950-1972), искусство Вин Чунь стало процветать в Гонконге, Макао и на Тайване. Более того, семена Вин Чунь распространились по всему миру, и в особо крупных городах был заложен прочный фундамент для успешного дальнейшего развития Вин Чунь. За свою жизнь Ип Ман воспитал многих выдающихся учеников.
Патриарх Ип Ман с учениками в разных залах Гонконга |
Таких как:
Леун Сеун (Лян Сян 梁相)
Мастер Леун Сеун с Патриархом Ип Маном и с учениками |
Ип Бо Чин (Е Бу Цин 葉步青)
изображения не найдены |
изображения не найдены |
изображения не найдены |
изображения не найдены |
Мастер Ип Бо Чин с Патриархом Ип Маном и с учениками |
Цзю Вань (Чжао Юнь 招允)
Мастер Цзю Вань с Патриархом Ип Маном и с учениками |
Мастер Цзю Вань практикует форму Чам Киу |
Муй Ят (Мэй И 梅逸)
Мастер Муй Ят с Патриархом Ип Маном и с учениками |
Мастер Муй Ят практикует Вин Чунь |
Лок Ю (Ло Яо 駱耀)
изображения не найдены |
изображения не найдены |
изображения не найдены |
изображения не найдены |
Мастер Лок Ю с Патриархом Ип Маном и с учениками |
Цой Сеун Тинь (Сюй Шан Тянь 徐尚田)
изображения не найдены |
изображения не найдены |
изображения не найдены |
изображения не найдены |
Мастер Цой Сеун Тинь с Патриархом Ип Маном и с учениками |
Вон Сунь Леун (Хуан Чунь Лян 黄淳梁)
изображения не найдены |
изображения не найдены |
изображения не найдены |
изображения не найдены |
Мастер Вон Сунь Леун с Патриархом Ип Маном и с учениками |
Хо Кам Мин (Хэ Цзинь Мин 何金銘).
Мастер Хо Кам Мин с Патриархом Ип Маном и с учениками |
Уникальные фотоснимки посещения Ип Маном школы Хо Кам Мина в Макао |
Эти ученики унаследовали желание мастера Ипа развивать и передавать Вин Чунь в дальнейшем.
После смерти Ип Мана, ученики единогласно окрестили его «Мастером Вин Чунь». При жизни мой отец был очень скромным и рассудительным человеком, и никогда не называл себя мастером Вин Чунь, так же как и не считал себя старейшиной какой бы то ни было школы. Я говорю это в качестве предупреждения последующим адептам Вин Чунь, которые задумают вести борьбу за первенство в школе.
Мой отец родился в городе Фатсаань (Фошань) в конце династии Цин. Фатсаань располагался в плодородном регионе в дельте «Жемчужной реки» Цзуй Кон (Чжу Цзян 珠江), в провинции Кваньтун (Гуандун) и являлся важным сухопутным и морским транспортным узлом. С древнейших времен Фатсаань считался одним из крупнейших исторических городов Китая. В Фатсаане процветали промышленность и торговля, в особенности ремесленничество. Население города жило размеренной и богатой жизнью.
Фатсаань в начале 20 века |
В Китае развивались активно культура и искусство, в том числе большое развитие получили боевые искусства, которые всегда считались неотъемлемой частью культуры. Соответственно, было много желающих изучать их. Многие известные мастера южных школ Кунфу, такие как Вон Фэй Хун (Хуан Фэйхун 黃飛鴻), представитель стиля Хун Га Кюэнь (Хунцзя Цюань 洪家拳);, Чеун Хун Шин, Леун Цзаань, Леун Сиу Чин и др., происходили из Фатсааня. В это время родился и Ип Ман. Он с детства питал большой интерес к китайским боевым искусствам. Благодаря таланту и упорству, а также обучению у известных мастеров, выдающиеся успехи Ип Мана на поприще боевых искусств были предопределены.
Его первым Учителем был Наставник Чань Ваа Сунь (Чэнь Хуа Шунь 陳華順), потом старший брат по школе Нг Чун Со (У Чжун Су 吳仲素 ), и затем Леун Бик (Лян Би 梁壁), сын Патриарха Леун Цзааня (Лян Цзань 梁贊).
Я прибыл в Гонконг в 1962 году и начал следовать по стопам моего отца в изучении искусства Вин Чунь. Спустя какое-то время я начал ассистировать ему в преподавании вплоть до самой его кончины в 1972 году. Наблюдая за тем, как он преподавал, я многому научился. В связи со 100 летним юбилеем со дня рождения мастера Ип Мана, я хотел бы изложить здесь несколько важных, на мой взгляд, моментов, с тем, чтобы нынешние и последующие адепты Вин Чунь вынесли из них пользу.
Мастер уделял огромное внимание отбору талантов. Он всегда говорил, «бесспорно, ученику непросто найти Учителя, но гораздо труднее Учителю найти достойного ученика». В те времена, если вы зарабатывали на жизнь боевыми искусствами, было почти сверхъестественным сохранять в себе такой образ мышления. Это говорило о том, что мастер Ип придерживался строгих требований при отборе учеников и понимал всю тяжесть ответственности при обучении. За всю свою жизнь отец не повесил у входа ни одного рекламного объявления. Целью всего этого было лишь стремление «сохранить за собой право выбора ученика». На протяжении 20 лет мастер строго придерживался данного принципа. По отношению к человеку, который в то время занимался преподаванием боевых искусств, это заслуживает высочайшей похвалы.
Вин Чунь – это практичное и простое на первый взгляд боевое искусство, практически лишённое «пёстрых» движений. Мастер уделял огромное внимание преподаванию базовой техники новым ученикам. Когда отец преподавал форму Сиу Ним Тао, он выдвигал требования к правильной стойке, положению поясницы, к правильному использованию силы. Зачастую Ип Ман не объяснял ничего нового до тех пор, пока ученик не доказывал, что по-настоящему понял такую-то часть формы. Мастер никогда не преподавал поверхностно. Для практикующих, которые усердно старались освоить искусство Вин Чунь от Ип Мана, любое, даже самое малое продвижение вперед, казалось высочайшей наградой.
Другой отличительной особенностью Мастера в обучении является то, что он подходил к каждому ученику по-разному, в зависимости от его физической подготовленности, уровня образования, социального статуса. Но самое важное, на что прежде всего смотрел отец – это на способность ученика усваивать знания. И только затем Ип Ман показывал ученикам пути и способы, для каждого строго индивидуальные, так, чтобы процесс обучения и усвоения знаний протекал легко. Важными разделами обучения у Ип Мана были отработка форм и свободный спарринг. Целью такого подхода было воспитать у ученика любовь к искусству Вин Чунь и к обучению, чтобы освоить навыки, необходимые для дальнейшего развития и для работы на деревянном манекене.
В отличие от приобретения собственно навыков Вин Чунь, Мастер Ип в молодости получил высшее образование. Более того, он на протяжении всей своей жизни старался следить за миром науки и получать современные научные знания. Он без труда мог объяснить ученикам правила и постулаты Вин Чунь, используя язык математических теорий, или, например, язык механики.
Помимо использования технического языка для описания постулатов Вин Чунь, Мастер мог также свободно изъясняться туманным и мистическим языком теории пяти первоэлементов, восьми триграмм Багуа и прочих теорий, часто используемых в метафизике. Всё это говорит о высочайшем уровне культуры и образования моего отца.
Ип Ман никогда не рекламировал себя и не обманывал своих учеников, говоря им что-нибудь вроде «я повстречался с гением или с отшельником, который обучил меня такой-то сверхъестественной способности, или такому то уникальному боевому движению». Мастер считал, что такой человек не несет никакой ответственности за свое искусство, и если что-то и знает, то поверхностно. Такие люди лишь будоражат других необычными выдуманными историями. Мастер Ип Ман никогда не прибегал к подобным трюкам при обучении своих учеников. Я питаю надежду на то, что данная статья принесет пользу настоящим и будущим адептам Вин Чунь, и они будут достойно развивать данное боевое искусство.