葉問 Ип Ман
Патриарх Ип Ман
葉繼問 Ип «Приумножающий славу»
Yip6 Kai3 Man6 (Yè Jì Wèn)
Yip6 Kai3 Man6 (Yè Jì Wèn)
Ип Ман — великий мастер китайских боевых искусств и несомненно самый известный мастер Вин Чунь в мире. В 50-х — 60-х годах XX века в Гонконге (Сянган 香港) Ип Ман первым начал открытое преподавание Вин Чунь Кунфу, которое до той поры оставалось клановым. Неофициально именуется Патриархом Вин Чунь. В Европе и Америке его имя стало широко известно в том числе благодаря одному из его учеников — киноактеру и мастеру боевых искусств Брюсу Ли (Ли Сяо Лун 李小龍), познакомившего Западный мир с китайскими боевыми искусствами.
Патриарх Ип Ман и его ученик Брюс Ли (Лэй Сиу Лун) |
Однако Ип Ман прославился в основном не этим. Будучи мастером Вин Чунь Кунфу, он внёс огромный вклад в систематизацию и развитие Вин Чунь, создав собственное направление, известное как «Ип Ман Вин Чунь» или «Вин Чунь линии Ип Мана». Он оставил после себя множество прославленных учеников, сделавших Вин Чунь одним из самых популярных видов единоборств во всём мире.
Уникальные фотоснимки посещения Ип Маном школы Хо Кам Мина в Макао |
Переняв наследие Вин Чунь от мастера Чань Ваа Суня (Чэнь Хуа Шунь 陳華順), а затем от Нг Чун Со (У Чжун Су 吳仲素 ) и Леун Бика (Лян Би 梁壁), Ип Ман в течении всей своей жизни неустанно практиковал систему развивая её и совершенствуя. Несмотря на множество интерпретаций техники Вин Чунь его учениками, отличительные черты его системы легко увидеть практически во всех современных школах Вин Чунь. Наряду с «Вин Чунь линии Ип Мана» существуют и другие направления Вин Чунь. Однако доминирующим и наиболее развитым в мире направлением Вин Чунь остаётся именно направление Ип Мана. И это целиком и полностью его заслуга. Внесённые Ип Маном корректировки увеличили эффективность боевой системы Вин Чунь, а также систематизировали методику обучения, серьёзно сократив сроки воспитания мастера.
Уникальные фотоснимки посещения Ип Маном школы Хо Кам Мина в Макао |
Самый употребляемый в русском языке вариант написания имени «Ип Ман» соответствует прочтению иероглифов 葉問 на диалекте Кваньтунваа (Гуандунхуа 廣東話), распространённом как на родине Ип Мана — в китайской провинции Кваньтун (Гуандун 廣東), — так и в Гонконге. Прочтение тех же иероглифов на Поутунваа (Путунхуа 普通話) даст совершенно отличное по звучанию имя «Е Вэнь» — этот вариант употребляется редко. Кроме того, для кантонского диалекта формальные правила транскрипции соблюдаются не слишком строго, и потому существуют также варианты «Ип Мань» — наиболее правильный, «Ип Мэн», и даже «Йип Ман».
Ниже приведена краткая хроника жизни Грандмастера Ип Мана.
Детство и период обучения
Даты основных событий в жизни Ип Мана известны нам из хроники его жизни, написанной его старшим сыном Ип Чунем. Ип Ман родился 14 октября 1893 года в городе Фатсаань (Фошань 佛山), провинции Кваньтун (Гуаньдун 關東).
Фатсаань в начале 20 века |
Родом Ип Ман был из аристократической и достаточно богатой семьи, но как младший сын он не унаследовал ни общественного положения, ни значительного капитала. В детстве Ип Ман получил отличное традиционное китайское образование, частью этого образования было изучение боевых искусств. В шесть лет Ип Ман стал учеником Чань Ваа Суня (Чэнь Хуа Шунь 陳華順), известного мастера Вин Чунь Кунфу. Чань Ваа Сунь был уже преклонного возраста и умер, когда Ип Ману было двенадцать лет. Согласно последним наставлениям мастера дальнейшее обучение Ип Мана было поручено старшему ученику Нг Чун Со (У Чжун Су 吳仲素 ). Таким образом Нг Чун Со стал вторым учителем Ип Мана.
Колледж «Святого Стэфана» в Гонконге (основан в 1903 г.) |
В 1908 году в возрасте пятнадцати лет Ип Ман был отправлен в Гонконг для получения более современного образования в колледже «Святого Стефана» (聖士提反書院). В Гонконге он вскоре познакомился с Леун Биком (Лян Би 梁壁), сыном и учеником мастера Леун Цзааня (Лян Цзаня 梁贊), учителя Чань Ваа Суня. Ип Ман стал учеником Леун Бика и таким образом получил возможность продолжить изучение Вин Чунь Кунфу той же ветви, но немного в другой интерпретации. Впоследствии Ип Ман говорил, что у Чань Ваа Суня он взял хорошую базу, а изощренные техники перенял у Леун Бика.
Жизнь в Китае
Ип Ман вернулся в Фатсаань в возрасте двадцати с небольшим лет уже сложившимся мастером боевых искусств. В последующие годы он неоднократно вступал в поединки с известными бойцами и устраивал совместные тренировки для обмена опытом в саду своего дома. В результате росло как мастерство Ип Мана, так и его известность. Основным занятием Ип Мана стала служба офицером полиции. Он не раз участвовал в задержании опасных преступников и при этом полагался только на своё кулачное искусство — мастер с презрением относился к огнестрельному оружию и предпочитал им не пользоваться. Вскоре после возвращения Ип Ман женился на девушке по имени Чеун Вин Син (Чжан Юн Чэн), у них родилось два сына и две дочери. В этот период жизни у Ип Мана формально не было учеников, но он давал уроки нескольким своим родственникам и коллегам по работе.
Фатсаань в период Японско-китайской войны |
После начала в 1937 году Японско-китайской войны, родной город Ип Манаа, Фатсаань, быстро оказался под властью оккупационных сил. В сложившейся обстановке Ип Ман решил избегать любого сотрудничества, да и вообще контактов с японской администрацией. В результате он сначала остался без работы, а затем и без средств к существованию. Один из друзей Ип Мана, владелец хлопковой фабрики, периодически помогал ему. В благодарность Ип Ман сначала взял в ученики его сына, а затем стал давать уроки Вин Чунь рабочим фабрики. Такая деятельность не осталась незамеченной японскими властями, и мастер получил предложение обучать рукопашному бою японских солдат. Не желая ни сотрудничать с оккупантами, ни идти с ними на открытый конфликт, Ип Ман был вынужден покинуть Фатсаань и скрываться в сельской местности.
Фатсаань после победы коммунистической партии |
После окончания Второй мировой войны в 1945 году Ип Ман вернулся в Фатсаань и снова поступил на службу в полицию. В начавшейся гражданской войне он принял сторону консервативной партии Гвокманьдун (Гоминьдан 國民黨), формально правившей Китайской Республикой, но фактически терявшей контроль над территорией Китая. Когда в 1949 году весь континентальный Китай оказался в руках победившей Коммунистической партии, Ип Ман был вынужден уехать сначала в Макао Оумунь (Аомынь 澳門), а затем в Гонконг. Будучи аристократом по происхождению, сторонником Гвокманьдуна и офицером полиции, у него было достаточно причин беспокоиться о собственной безопасности после прихода коммунистов к власти. Жена Ип Мана и его дети остались в Фатсаане.
Жизнь в Гонконге
Оказавшись в 56 лет без средств и почти без связей в чужой стране, Ип Ман принял решение нарушить клановую традицию передачи мастерства Вин Чунь и стал открыто обучать этому искусству за плату. Его подход, впрочем, был далёк от современного коммерческого подхода к преподаванию боевых искусств. По свидетельству своего сына, ни разу в жизни мастер не давал рекламного объявления; как правило он даже не вешал вывески, гласившей, что он обучает боевому искусству. Будущие ученики находили его сами. Ип Ман же, не давая публичных обещаний обучить любого желающего, сохранял за собой право принять человека в ученики или нет. «Правда, что ученику трудно найти хорошего Учителя, но еще труднее Учителю найти хорошего ученика» — говорил Ип Ман. Несмотря на то, что Ип Ман начал открыто преподавать Вин Чунь скорее под давлением обстоятельств, постепенно распространение и пропаганда Кунфу стали делом его жизни.
Патриарх Ип Ман с учениками в разных залах Гонконга |
Ученики Ип Мана быстро обеспечили стилю Вин Чунь славу в Гонконге, а к началу 70-х годов XX века этот стиль уже преподавался в Америке, Европе и Австралии. Ип Ман никогда не претендовал на то, что он является главой какой-либо школы, и его прошедшие полный курс подготовки ученики начинали преподавать Вин Чунь от своего собственного имени. В 1962 году сыновья Ип Мана, Ип Чин и Ип Чунь, перебрались из Китая в Гонконг и тоже стали его учениками. Лишь в последние несколько лет жизни Ип Ман перестал вести групповые занятия, при этом продолжая давать персональные уроки в своём доме. К сожалению Ип Ман много курил, как и многие в те времена в Китае, в результате чего в 1972 году у него был обнаружен рак горла, 1 декабря 1972 года Ип Ман скончался. Желая сохранить систему Вин Чунь и передать её будущим поколениям учеников, за несколько недель до смерти Ип Ман записал своё исполнение основных форм — Сиу Ним Тао, Чам Киу и Мук Янь Чжон на восьмимиллиметровую киноплёнку.
Фотокадры с 8-ми мм плёнки — исполнение форм Вин Чунь Патриархом Ип Маном |
Когда видишь, с какой мощью неизлечимо больной человек наносит удары по деревянному манекену, становится ясно: мастерство оставалось с ним до самого конца.
Сиу Ним Тао, Чам Киу и Мук Янь Чжон в исполнении Патриарха Ип Мана |
Именно так тренировался Ип Ман, и он хотел, чтобы именно так тренировались его последователи.
Вклад в развитие боевых искусств
Трудно переоценить вклад Ип Мана в распространение и популяризацию Вин Чунь Кунфу. Именно он впервые отказался от закрытой клановой системы передачи знаний и стал брать учеников, оценивая лишь их способности и не придавая значения родственным или дружеским связям. В результате Вин Чунь стал чрезвычайно популярен в Гонконге, а вскоре был разнесен учениками Ип Мана по всему Свету.
С одним из его учеников, Брюсом Ли, связывают всплеск интереса к Кунфу в Европе и Америке в 70-е годы XX века: до той поры Западный мир был хорошо знаком с японскими боевыми искусствами, но не с китайскими. В то же время в самом Китае в результате Культурной революции традиционные боевые искусства оказались в опале, многие мастера подверглись жестоким репрессиям. И если сегодня спортивное Ушу активно поддерживается и пропагандируется китайским правительством, то случилось это во многом благодаря его популярности за пределами Китая. При этом конечно нужно понимать, что традиционная школа Кунфу и современная секция Ушу по сути между собой не имеют практически ничего общего, кроме внешних движений.
Патриарх Ип Ман — форма Мук Янь Чжон |
Известно, что Ип Ман всю свою жизнь модифицировал и развивал технический арсенал Вин Чунь, но здесь его личный вклад определить трудно — в первую очередь потому, что многие из его учеников и дальше продолжали видоизменять технику, в результате практически невозможно найти так называемый «чистый» Вин Чунь Ип Мана, тем более невозможно найти для сравнения образец Вин Чунь его Учителей. В целом Ип Ман всё же преподавал традиционный Вин Чунь и никогда не претендовал на создание собственного стиля. Если же Ип Мана называют иногда основателем современного Вин Чунь, то это в первую очередь связано с его вкладом в теорию и методику преподавания этого вида боевого искусства.
Сегодня Вин Чунь известен как компактный и рациональный стиль: вместо заучивания непонятных движений ученику с самого начала предлагается небольшой набор принципов, исходя из которых он в дальнейшем может оценивать правильность исполнения и пригодность тех или иных технических действий. При этом теория Вин Чунь формулируется в рациональных терминах, таких как «центральная линия», «уход с линии атаки», и так далее. Но в начале XX века в Вин Чунь, как и в других стилях китайского Кунфу, господствовала эзотерическая терминология, присутствовало также и подражание повадкам животных. Ип Ман придал системе Вин Чунь ее современную стройность и практически очистил методику преподавания этого стиля от религиозно-мистических и «звериных» элементов, как будто предвидя, что следующие поколения практикующих Вин Чунь не будут знакомы ни с традиционными религиями Китая, ни с повадками представителей местной фауны.
ВТАА Гонконг |
Незадолго до конца своей жизни Ип Ман решил создать ассоциацию, способную объединить его многочисленных учеников. Сегодня такой шаг может показаться естественным, но в 1967 году его «Гонконгская атлетическая ассоциация Вин Чунь» Гонконг Вин Чунь Кюэнь Тай Юк Вуй (Сянган Юн Чунь Цюань Ти Юй Хуэй 香港詠春拳體育會) стала первой официально зарегистрированной в Гонконге организацией, ставящей своими задачами распространение и развитие боевого искусства. Ассоциация давно превратилась в международную, число её членов постоянно растёт.
Авторство легенды о возникновении Вин Чунь
Существует множество версий популярной легенды о возникновении стиля Вин Чунь, которые отличаются друг от друга в деталях, но совпадают в следующих ключевых моментах. В качестве источника исходного знания называется монастырь «Южный Шаолинь» Наам Сиу Лам (Нань Шаолинь 南少林)— не тот храм Шаолинь, что благополучно просуществовал до XX-го века, а его монастырь-побратим, по легенде находившийся в провинции Фуккинь (Фуцзянь 福建) и разрушенный маньчжурскими правителями Китая не то в XVII, не то в XVIII веке.
Восстановленный монастырь Наам Сиу Лам в наши дни |
Далее, система Вин Чунь приобретает законченный вид под впечатлением от боя двух животных: журавля и змеи. И наконец, у истоков стиля мы видим двух женщин: монахиню и её ученицу, простую деревенскую девушку, по имени которой стиль впоследствии и был назван.
Сохранился автограф Ип Мана этой легенды. На первый взгляд написанный им текст может показаться сжатым пересказом полных, изобилующих живописными подробностями версий, однако в действительности ситуация скорее противоположна: никаких более ранних текстов этой легенды кажется не существует. Трудно определить, в какой мере при написании своего варианта Ип Ман опирался на сведения, полученные им в детстве от первого учителя Чань Ва Суня, а в какой пользовался собственной фантазией. Тем не менее именно он придал легенде вид короткого связного рассказа и умело стилизовал его в соответствии с негласным каноном на произведения такого рода. В результате его версия происхождения стиля сначала была безоговорочно принята сообществом Вин Чунь, а затем стала даже обрастать дополнительными подробностями.
История возникновения стиля Вин Чунь, записанная рукой Патриарха Ип Мана |
Несмотря на постоянно предпринимаемые современными исследователями попытки разобраться в исторических корнях стиля Вин Чунь, рассказанная Ип Маном легенда до сих пор остаётся не подтвержденной, но и не опровергнутой — как впрочем и всё, что имеет отношение к мифическому монастырю «Южный Шаолинь». В интернете можно встретить приукрашенные варианты этой легенды, выдаваемые за подлинную историю Вин Чунь, при этом первоисточник — текст Ип Мана — как правило не упоминается. Элементы рассказанной Ип Маном легенды легли в основу сценария вышедшего в 1994 году фильма «Вин Чунь».
Международное признание
В Гонконге Ип Ман приобрёл известность ещё при жизни, но в континентальном Китае его имя долгое время предавалось забвению. В конце 2002 года в Фатсаане на территории местного «Исторического музея» был открыт музей Ип Мана — «Ип Ман Тон».
«Ип Ман Тон» — музей Патриарха Ип Мана в Фатсаане |
Таким образом, историческая роль Ип Мана была в конце концов признана на его Родине несмотря на его прошлые политические убеждения. В глазах практикующих Вин Чунь самых разных ветвей образ Ип Мана неизменно окружён ореолом уважения и благодарности. И хотя при жизни Ип Ман не носил никакого официального титула, сегодня его называют Патриархом, или Великим мастером Вин Чунь.
Образ Ип Мана в кино
До 2008 года в кино Ип Ман возникал лишь как персонаж второго плана в фильмах о Брюсе Ли, в одном из них роль мастера исполнял его сын Ип Чунь. В конце 2008 года вышел первый снятый в жанре боевика фильм «Ип Ман», рассказывающий о жизни мастера в годы оккупации Китая японскими войсками. Роль Ип Мана исполнил известный актер Донни Ен.
Кадры из фильмов «Ип Ман» |
В сюжете фильма нашли отражение некоторые реальные события из жизни Ип Мана, а демонстрируемая техника боя соответствует Гонконгской ветви Вин Чунь. Тем не менее, фильм нельзя считать биографическим. Главный герой, как и его исторический прообраз, пытается избегать контактов с японскими оккупационными силами, однако это ему не удаётся, и в итоге он становится чуть ли не местным символом народного сопротивления. Спасаясь от преследования со стороны японской администрации его родного города, герой фильма бежит в Гонконг вместе с женой и сыном. Такая трактовка отъезда Ип Мана из континентального Китая не соответствует его реальной биографии ни по датам, ни по сути. Сегодня, когда исторические заслуги Ип Мана признаны на его Родине, вполне понятно желание создателей фильма не акцентировать внимание на том, что мастер фактически находился в оппозиции к главенствующему в Китае и по сей день режиму.