«Учителя моего отца»
Сигун Ип Чунь, октябрь 1985 года
Мой отец стал младшим учеником Патриарха Чань Ваа Суня (Чэнь Хуа Шунь 陳華順). Он перенимал технику у Патриарха и отрабатывал её со своими братьями по школе — Нг Чун Со (У Чжун Су 吳仲素 ) и Лёй Юй Цай (Лэй Жу Цзи 雷汝濟). В итоге он оказался последним учеником Чань Ваа Суня. Именно поэтому, когда Ип Ман вырос и у него уже были собственные ученики, он в шутку говорил, что у них есть лишь «старшие дядюшки по Кунфу», но нет «младших дядюшек». Чань Ваа Сунь не ошибся, приняв в ученики моего отца, и дальнейший успех мальчика стал следствием как полной и откровенной передачи знаний со стороны мастера, так и проявленного учеником старания, преданности учебе; этот успех был не случаен.
Патриарх Чань умер, когда Ип Ману было тринадцать лет. В последние минуты жизни патриарх сказал своему ученику Нг Чун Со: «Ип Ман — сообразительный юноша, он одарен более многих. И если кому-либо из моих учеников суждено успешно распространять наш стиль Вин Чунь, то это будет Ип Ман. Жаль, что я не могу задержаться дольше. Отныне твой долг обучать его. Пожалуйста, позаботься о нем.» Нг Чун Со пообещал заботиться об ученике за секунды до того, как патриарх Чань умер. Вот так Ип Ман стал заниматься под руководством Нг Чун Со, вместе с братьями по школе Юэнь Кай Санем (Жуань Цзи Шань 阮奇山) и Юй Цоем (Яо Цай 姚才).
Два года Ип Ман учился у Нг Чун Со. Затем он отправился в Гонконг, чтобы обучаться в колледже Святого Стефана в Стэнли. Однажды его представили мастеру Леун Бику (Лян Би 梁壁), первому сыну и ученику патриарха Леун Цзааня (Лян Цзаня 梁贊), который был наставником Патриарха Чань Ваа Суня. В то время Леун Бик жил как гость известной шелковой компании в западном районе Гонконга. Его восхитили способности и усердие Ип Мана, и он приложил все усилия, чтобы обучить его тому, что знал сам. Вот почему впоследствии мой отец говорил, что получил хорошую базу от патриарха Чань Ваа Суня, но изощренные приемы перенял у мастера Леун Бика. Еще он говорил, что в молодости уделял много внимания внешней форме движений, не задумываясь, почему эти движения следует исполнять именно так, а не по-другому. Когда он стал старше, то осознал, что в освоении приемов Вин Чунь глубокое понимание и практическая наработка важны в равной степени.