《拜師禮》 Баайсы Лай

«Церемония ученичества»
Baai3 Si1 Lai5 (Bài Shī Lǐ)
Сифу Самуэль Квок, сентябрь 2007
По случаю выхода в 2007 году новой книги мастера Самуэля Квока «Мастерство Вин Чунь», и её презентации в музее Ип Мана «Ип Ман Тон», в Фатсаане, грандмастер Ип Чин дал согласие на проведение повторной церемонии Баайсы своему ученику Самуэлю Квоку. Оригинальная церемония состоялась много раньше в 1992 году, когда Самуэль Квок стал личным ближайшим учеником Грандмастера Ип Чина, и в знак высшей степени преемственности, получил из его рук пару мечей Ву Дип До, Патриарха Ип Мана.
![]() |
![]() |
Церемония Баайсы в музее «Ип Ман Тон» была проведена с целью публичной демонстрации близких отношений Грандмастера Ип Чина и его давнего ученика Самуэля Квока. Проведение такого ритуала в священном для практикующих Вин Чунь месте — музее Ип Мана очень почётно. Ассистентами мастера Квока были иностранные студенты, а официальным свидетелем — его брат по школе кунфу Эдмунд Фон (Фон Вин Хон 方永康), который в этот день тоже совершил церемонию Баайсы и стал личным учеником Грандмастера Ип Чина.
![]() |
![]() |
В интервью телевидению Грандмастер Ип Чин по этому поводу сказал следующее: «Самуэль Квок и Эдмунд Фон — мои самые старшие ученики. Самуэль на протяжении многих десятков лет практикует, развивает и распространяет Вин Чунь Ип Мана по всему миру. Помимо личной передачи знаний своим студентам, он активно участвовал в организации первой и второй Мировых Конференций Вин Чунь в Гонконге, где выступал вместе со своими учениками с прекрасной демонстрацией. Также он очень много сделал для организации и возможности открытия в Фатсаане музея «Ип Ман Тон» посвященного моему отцу. Недавно вышла в свет его новая книга, которая на протяжении долгих лет будет служить источником знаний Вин Чунь Ип Мана для многих практикующих. Ещё никто и никогда не проводил церемоний Баайсы в музее «Ип Ман Тон», и я уверен, что сегодня был достойный повод провести её здесь, рядом с памятником моему отцу.
![]() |
![]() |
Также я думаю, что было очень полезным показать всем присутствующим и в особенности иностранным студентам, как выглядит и проводится традиционная церемония Баайсы. Этот ритуал проводится Учителем только для очень узкого круга лучших и самых близких учеников».
Во время церемонии Баайсы мастер Квок преклонил колени и преподнёс учителю традиционный «Красный конверт» с символическим денежным подарком. Грандмастер Ип Чин принял подарок и мастер Квок преподнёс учителю чашку с чаем. Грандмастер принял чашку и попробовал чай. В это время Самуэль Квок выполнил три поклона Учителю.
![]() |
![]() |
Затем Грандмастер Ип Чин, вручил мастеру Квоку пару мечей Ву Дип До, которые раньше принадлежали Грандмастеру Ип Ману. После вручения подарка, Грандмастер помог подняться на ноги своему ученику, и церемония была завершена.
![]() |
![]() |
Церемония Баайсы и ее актуальность в наши дни.
Баайсы Лай — это китайская традиционная церемония поклонения учителю, в которой ученик приглашает учителя к себе в наставники, а учитель даёт своё согласие и принимает студента в свои личные ученики. Этот древний ритуал существовал во всех даосских, буддийских и конфуцианских школах Китая, а также в любой системе передачи знаний в искусстве и ремесле. Огромное влияние на формирование церемонии Баайсы оказало конфуцианское учение, в котором Учитель — это второй отец, дающий человеку вторую жизнь или путевку в жизнь, отец, который даёт знания и воспитывает. В традиции Китая всегда было и есть особое уважение к Учителю, и строгие отношения между Учителем и учеником. Это обеспечивает правильный настрой ученика и Учителя друг к другу, в первую очередь — ученика. Серьезное отношение к Учителю равнялось серьезному отношению к самому учению, потому что, не уважая Учителя, невозможно серьезно относиться к самому предмету. В Китае существует выражение: «Учитель, который обучал тебя один день, становится твоим отцом на всю жизнь». Конечно, это самое крайнее выражение этих отношений.
![]() |
![]() |
В современном университете можно прочитать лекцию сразу тысяче студентов — и все они услышат, законспектируют, и потом, в зависимости от способностей, сдадут предмет. В изучении таких практик как Кунфу, только за счет прослушивания лекций и чтения книг, знаниями овладеть невозможно, здесь самым важным является контакт с Учителем и прямая передача из рук в руки. А серьезная передача через физический контакт ограничена временем, пространством и возрастом Учителя. Поэтому в былые времена для того, чтобы сохранить этические нормы, Учитель долгое время проверял, испытывал ученика на личные качества, на серьезность отношения к учебе, на волю, на терпение, на верность школе и ему самому, прежде чем с легкой совестью мог передать свое боевое — или любое другое — искусство этому ученику.
![]() |
![]() |
Здесь, конечно, играли роль и факторы конкуренции со стороны других школ или неприятелей, и такие пассивные, может быть, факторы, как «научил ученика — сам остался без хлеба», соперничество между учениками и т.д. Но и для настоящего времени, вероятно актуально, то, что этот процесс близок по состоянию к деторождению. Потому что, независимо от эпохи, уровня медицины, религии, концептуальных взглядов, процесс не меняется. Там идёт прямая передача генов, здесь — искусства. И поэтому в Баайсы присутствует очень важный аспект, который наднационален и надэпохален, потому что, и это самое главное, — он способствует выживанию самого предмета. Отношения «Учитель-ученик» делают эти узы более стабильными, более крепкими, с большей гарантией того, что это искусство выживет. Иначе, при современной демократической форме, как показывает и убеждает практика, искусство умирает. Поэтому ритуал Баайсы был и является одним из важнейших факторов для выживания искусства, его сохранения и передачи в следующие поколения.
![]() |
![]() |
Возможно, именно нарушения в системе таких отношений — является одной из причин того, что каждое следующее поколение практикующих в своем мастерстве значительно слабее, прежних. Поэтому необходимо сохранять традиционную систему передачи знаний и сочетать всё позитивное из неё, с методами демократического обучения современности. Без центрированности вокруг мастера искусство не выживет, но и без демократии предмет тоже не выживет. Поэтому все должно строиться вокруг самого предмета, т.е. сам предмет должен выстраивать взаимоотношения ради своего выживания. Здесь требуется, более углубленное построение взаимоотношений «Учитель-ученик» с учётом унаследованных традиций, и с учётом нынешних запросов, требований и перспектив развития.
![]() |
Церемонии Баайсы в традиционных школах любого профиля проводятся и в наши дни. Но к сожалению, в связи с переходом на рыночные рельсы всё чаще наблюдается чудовищная спекуляция традицией. Для многих «мастеров», играющих в традицию, ритуал Баайсы стал лёгким заработком, особенно на иностранцах. Вы вручаете ему «Красный конвертик» (с деньгами, иногда огромной суммы) и приобретаете статус «личного ученика мастера» зачастую без единого урока. Эти «мастера» могут иметь тысячи таких «учеников». Не смотря на такую профанацию и обман, всё это не мешает настоящим мастерам проводить свои церемонии Баайсы и передавать истинную традицию.