《拜師禮》 Баайсы Лай

«Церемония ученичества»
Baai3 Si1 Lai5 (Bài Shī Lǐ)

Сифу Самуэль Квок, сентябрь 2007

По случаю выхода в 2007 году новой книги мастера Самуэля Квока «Мастерство Вин Чунь», и её презентации в музее Ип Мана «Ип Ман Тон», в Фатсаане, грандмастер Ип Чин дал согласие на проведение повторной церемонии Баайсы своему ученику Самуэлю Квоку. Оригинальная церемония состоялась много раньше в 1992 году, когда Самуэль Квок стал личным ближайшим учеником Грандмастера Ип Чина, и в знак высшей степени преемственности, получил из его рук пару мечей Ву Дип До, Патриарха Ип Мана.

Церемония Баайсы в музее «Ип Ман Тон» была проведена с целью публичной демонстрации близких отношений Грандмастера Ип Чина и его давнего ученика Самуэля Квока. Проведение такого ритуала в священном для практикующих Вин Чунь месте – музее Ип Мана очень почётно. Ассистентами мастера Квока были иностранные студенты, а официальным свидетелем – его брат по школе кунфу Эдмунд Фон (Фон Вин Хон 方永康), который в этот день тоже совершил церемонию Баайсы и стал личным учеником Грандмастера Ип Чина.

В интервью телевидению Грандмастер Ип Чин по этому поводу сказал следующее: «Самуэль Квок и Эдмунд Фон – мои самые старшие ученики. Самуэль на протяжении многих десятков лет практикует, развивает и распространяет Вин Чунь Ип Мана по всему миру. Помимо личной передачи знаний своим студентам, он активно участвовал в организации первой и второй Мировых Конференций Вин Чунь в Гонконге, где выступал вместе со своими учениками с прекрасной демонстрацией. Также он очень много сделал для организации и возможности открытия в Фатсаане музея «Ип Ман Тон» посвященного моему отцу. Недавно вышла в свет его новая книга, которая на протяжении долгих лет будет служить источником знаний Вин Чунь Ип Мана для многих практикующих. Ещё никто и никогда не проводил церемоний Баайсы в музее «Ип Ман Тон», и я уверен, что сегодня был достойный повод провести её здесь, рядом с памятником моему отцу.

Также я думаю, что было очень полезным показать всем присутствующим и в особенности иностранным студентам, как выглядит и проводится традиционная церемония Баайсы. Этот ритуал проводится Учителем только для очень узкого круга лучших и самых близких учеников».

Во время церемонии Баайсы мастер Квок преклонил колени и преподнёс учителю традиционный «Красный конверт» с символическим денежным подарком. Грандмастер Ип Чин принял подарок и мастер Квок преподнёс учителю чашку с чаем. Грандмастер принял чашку и попробовал чай. В это время Самуэль Квок выполнил три поклона Учителю.

Затем Грандмастер Ип Чин, вручил мастеру Квоку пару мечей Ву Дип До, которые раньше принадлежали Грандмастеру Ип Ману. После вручения подарка, Грандмастер помог подняться на ноги своему ученику, и церемония была завершена.

Церемония Баайсы и ее актуальность в наши дни.

Баайсы Лай – это китайская традиционная церемония поклонения учителю, в которой ученик приглашает учителя к себе в наставники, а учитель даёт своё согласие и принимает студента в свои личные ученики. Этот древний ритуал существовал во всех даосских, буддийских и конфуцианских школах Китая, а также в любой системе передачи знаний в искусстве и ремесле. Огромное влияние на формирование церемонии Баайсы оказало конфуцианское учение, в котором Учитель — это второй отец, дающий человеку вторую жизнь или путевку в жизнь, отец, который даёт знания и воспитывает. В традиции Китая всегда было и есть особое уважение к Учителю, и строгие отношения между Учителем и учеником. Это обеспечивает правильный настрой ученика и Учителя друг к другу, в первую очередь – ученика. Серьезное отношение к Учителю равнялось серьезному отношению к самому учению, потому что, не уважая Учителя, невозможно серьезно относиться к самому предмету. В Китае существует выражение: «Учитель, который обучал тебя один день, становится твоим отцом на всю жизнь». Конечно, это самое крайнее выражение этих отношений.

В современном университете можно прочитать лекцию сразу тысяче студентов — и все они услышат, законспектируют, и потом, в зависимости от способностей, сдадут предмет. В изучении таких практик как Кунфу, только за счет прослушивания лекций и чтения книг, знаниями овладеть невозможно, здесь самым важным является контакт с Учителем и прямая передача из рук в руки. А серьезная передача через физический контакт ограничена временем, пространством и возрастом Учителя. Поэтому в былые времена для того, чтобы сохранить этические нормы, Учитель долгое время проверял, испытывал ученика на личные качества, на серьезность отношения к учебе, на волю, на терпение, на верность школе и ему самому, прежде чем с легкой совестью мог передать свое боевое — или любое другое — искусство этому ученику.

Здесь, конечно, играли роль и факторы конкуренции со стороны других школ или неприятелей, и такие пассивные, может быть, факторы, как «научил ученика — сам остался без хлеба», соперничество между учениками и т.д. Но и для настоящего времени, вероятно актуально, то, что этот процесс близок по состоянию к деторождению. Потому что, независимо от эпохи, уровня медицины, религии, концептуальных взглядов, процесс не меняется. Там идёт прямая передача генов, здесь — искусства. И поэтому в Баайсы присутствует очень важный аспект, который наднационален и надэпохален, потому что, и это самое главное, — он способствует выживанию самого предмета. Отношения «Учитель-ученик» делают эти узы более стабильными, более крепкими, с большей гарантией того, что это искусство выживет. Иначе, при современной демократической форме, как показывает и убеждает практика, искусство умирает. Поэтому ритуал Баайсы был и является одним из важнейших факторов для выживания искусства, его сохранения и передачи в следующие поколения.

Возможно, именно нарушения в системе таких отношений — является одной из причин того, что каждое следующее поколение практикующих в своем мастерстве значительно слабее, прежних. Поэтому необходимо сохранять традиционную систему передачи знаний и сочетать всё позитивное из неё, с методами демократического обучения современности. Без центрированности вокруг мастера искусство не выживет, но и без демократии предмет тоже не выживет. Поэтому все должно строиться вокруг самого предмета, т.е. сам предмет должен выстраивать взаимоотношения ради своего выживания. Здесь требуется, более углубленное построение взаимоотношений «Учитель-ученик» с учётом унаследованных традиций, и с учётом нынешних запросов, требований и перспектив развития.

Церемонии Баайсы в традиционных школах любого профиля проводятся и в наши дни. Но к сожалению, в связи с переходом на рыночные рельсы всё чаще наблюдается чудовищная спекуляция традицией. Для многих «мастеров», играющих в традицию, ритуал Баайсы стал лёгким заработком, особенно на иностранцах. Вы вручаете ему «Красный конвертик» (с деньгами, иногда огромной суммы) и приобретаете статус «личного ученика мастера» зачастую без единого урока. Эти «мастера» могут иметь тысячи таких «учеников». Не смотря на такую профанацию и обман, всё это не мешает настоящим мастерам проводить свои церемонии Баайсы и передавать истинную традицию.


Случайное фото

Новости

НАБОР В ГРУППЫ В ЛЫТКАРИНО (МО)

для всех желающих с 16 лет и старше: Зал в Лыткарино, МО ул. Степана Степанова, д. 6 Группа для взрослых:Пн и Чт (20.00 - 22.00)Инструкторский день:1-ое Вс месяца (13.00 — 18.00)Тел.: ... /далее.../

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Пн, Вт, Ср, Чт, Пт и Сб (12.00 - 18.00) Проработка и правка форм Вин Чунь и их применения; Проработка циклов Чи Сао и свободная парная работа; Разбор и проработка вопросов ... /далее.../

ИНСТРУКТОРСКИЙ ДЕНЬ

1-ое Вс. месяца с 13.00 до 18.00 в Штаб-квартире отделения, МО, г. Лыткарино! День совместной практики Инструкторов и Аттестованных занимающихся! Работа самостоятельная ... /далее.../

«ШЁЛК И БАМБУК» – КЛАСС ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКИ

Для всех желающих! Уроки игры на традиционных китайских инструментах - семиструнной цитре Цинь, бамбуковых флейтах Сяо, Дицзы и глиняной окарине Сюнь. Прекрасные древние ... /далее.../

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ СИФУ!

Дорогой Сифу Самуэль Квок! От всей души поздравляем Вас с Днём рождения! Пусть сбываются все Ваши Мечты, и осуществляются все Цели. Желаем Вам Любви и Радости, крепкого ... /далее.../

/ все новости /