《木人樁》Мук Янь Чжон (Му Жэнь Чжуан)
«Деревянный манекен»
Muk6 Yan4 Jong1 (Mù Rén Zhuāng)
Дэн Найт, ноябрь 2006
Форма с манекеном в том виде, в котором её преподавал мастер Ип Ман в поздний период, состоит из 116 техник. Эта форма занимает важное место в техническом арсенале системы Вин Чунь. Часто про форму с манекеном можно услышать, что именно она содержит боевые техники стиля Вин Чунь. Так и есть, но это вовсе не значит, что техники из трех безоружных форм непригодны для поединка; напротив, эти формы очень важны, так как именно в них отрабатывается правильная конструкция и наполнение блоков и ударов. Техники Сиу Ним Тао, Чам Киу и Биу Цзи отрабатываются бесконтактно и на практике не могут применяться в точности, как они выглядят в формах, а трактуются в зависимости от реальной ситуации. Техники Мук Янь Чжон, напротив, являются готовыми к применению, поскольку отрабатываются в контакте с реальными «руками», «ногой», и «туловищем» манекена.
Контакт – это основное преимущество в работе с Мук Янь Чжон. Манекен можно бить так сильно, как хочется; с ним можно тренироваться часами, к чему может быть готов далеко не каждый партнер; кроме того, поскольку манекен остается практически неподвижным, он заставляет практикующего двигаться при отработке всей техники формы.
Форма Мук Янь Чжон включает в себя техники трех безоружных форм и дополнительные техники, такие как захват за шею и некоторые удары ногами. Устройство и форма манекена заставляют практикующего исполнять техники из правильных позиций. Поскольку манекен неподвижен и тверд, он позволяет легко обнаружить многие технические ошибки, например такие, как неправильный угол и позиция, или неверное приложение силы. В основном такие ошибки приводят к потере равновесия или болезненному ушибу; поставленный с ошибкой блок в форме с манекеном нарушает темпоритм и затрудняет переход к следующему движению.
Таким образом, в процессе работы с манекеном совершенствуется выбор позиций и приложение силы. Манекен позволяет выявлять ошибки, которые могут остаться незамеченными при работе с недостаточно опытным живым партнером.
Мастера Вин Чунь о Мук Янь Чжон
1. Мук Янь Чжон – интервью с Грандмастером Вильямом Чеуном.
Вопрос: Какое китайское название используют для деревянного манекена Вин Чунь особенно часто?
Ответ: Общее название для манекена – Мук Янь Чжон, что означает “деревянный манекен”.
Вопрос: Сифу, могли бы Вы рассказать нам немного об истории “деревянного манекена”? Когда он впервые стал тренировочным тренажёром в кунфу?
Ответ: История Мук Янь Чжон уходит корнями в храм Сиу Лам (Шаолинь), к тому времени, когда на храм напали маньчжуры и сожгли его. В храме был коридор, в котором были установлены 108 деревянных манекенов. Ученики, которые подвергались испытанию, должны были двигаться по этому коридору и демонстрировать определённые техники на каждом манекене за строго определённое время, которое отмерялось горящей свечой. Манекены были устроены таким образом, что ученик должен был показать 108 позиций рук и ног прежде, чем он достигал конца коридора. Каждый очередной манекен имитировал нового противника. Когда храм был сожжён, большинство знаний относительно установки и конструкции манекенов было утрачено. Сегодня практикуя Вин Чунь мы как правило используем Мук Янь Чжон только одной конструкции, и за основу обучения берём форму из 108 техник полученную от Патриарха Ип Мана.
Один из мастеров Cиу Лам, после сожжения храма укрылся от преследований на юге Китая среди местных жителей-лодочников, благодаря чему стиль Вин Чунь обрёл у них большую популярность. Эти люди постоянно жили в лодках практически не сходя на землю и практикуя Вин Чунь, вместо Мук Янь Чжон использовали мачту привязывая к ней “руки” и “ногу”.
Практикующие Вин Чунь “на земле”, тоже использовали подобную конструкцию Мук Янь Чжон, но вкопанную в землю. В яму глубиной полтора метра устанавливали столб около трёх метров длиной с двумя руками и ногой. И в наши дни такой манекен используется во многих школах Вин Чунь, из-за его “неподвижности” и “жёсткости” его называют Сэй Чжон (死樁), что буквально означает “мёртвый манекен”. Патриарх Ип Ман или кто-то из его близких учеников, для предания гибкости и подвижности манекену придумал крепить столб манекена на деревянной раме, похожей на ту, которую мы используем и сегодня. Такой манекен получил название Саан Чжон (生樁), что означает “живой манекен”.
Вопрос: Помните ли Вы о начале собственных занятий с Мук Янь Чжон? Что Вы можете рассказать об этом?
Ответ: Когда мне было около 14 лет, я жил и учился у мастера Ип Мана. В то время обучение сильно отличалось от того, как это происходит сегодня, особенно здесь, на Западе. Сейчас люди собираются для совместных тренировок, и, фактически, выполняют собственные упражнения, а преподаватель уделяет им персональное внимание только изредка. Прежде, напротив, не было никаких коллективных занятий, которые мы наблюдаем сегодня. Всё было гораздо более “мягким” и “расслабленным”, поэтому развитие ученика происходило намного медленнее. Например, я почти три с половиной года занимался только формой Сиу Ним Тао прежде, чем мне позволили приступить к изучению чего-нибудь другого. После этого я изучал Чи Сао (практика “липких рук”), что заняло весь четвёртый год моей практики с Ип Маном. И вот, однажды ночью, когда все другие ученики ушли домой, Ип Ман позвал меня на кухню в задней и наиболее “глухой” части дома. Там я впервые увидел сам манекен и получил первое знакомство с формой на Мук Янь Чжон. Учитель показал мне первые пять или шесть движений, что в то время считалось большой честью и знаком огромного доверия.
Вопрос: Изменилась ли конструкция Мук Янь Чжон за это время или осталась той же самой?
Ответ: Когда в 1952 году один из первых деревянных манекенов того типа, который мы используем теперь, был сделан в Гонконге для моего брата, плотнику дали только грубый рисунок, сделанный от руки Ип Маном. Это было не слишком точным чертежом, поэтому “руки” манекена были сделаны слишком близко друг к другу и нам “не хватало места” для маневров и движений. В то время был только один плотник, которому доверяли делать Мук Янь Чжон. Очень долго не только упражнения с Мук Янь Чжон, но даже и сама конструкция манекена сохранялись в глубокой тайне. В 1954 году во всём Гонконге было не более пяти или шести деревянных манекенов. Один из них был установлен на кухне в доме где жил Ип Ман. Эти манекены не были ни в коем случае доступными для общего использования. Даже большинство тех, кто обучался в школе Ип Мана, не имели возможность видеть, а тем более практиковаться с Мук Янь Чжон. Когда манекен не использовали, то “руки” убирали, а сверху на манекен набрасывали покрывало. Посторонний ничего не мог увидеть. Всё это очень сильно отличается от того пути, которым мы обучаемся и думаем сегодня! В старые времена настоящие ученики очень ценили и уважали Учителя, а к полученным знаниям относились большим трепетом и рвением.
Вопрос: Современные технологии представляют большие возможности для модернизации Мук Янь Чжон? Если это так, то в каком направлении?
Ответ: Да, конечно. Вы видите, что я иногда наношу серии ударов слишком жёстко. У Вас может появиться психологический барьер, который мешает наносить все удары в полную силу. Из-за боли ваша техника может изменится и стать не правильной. Мне кажется, что тело Мук Янь Чжон должно хорошо “поддаваться”, чтобы Вы могли наносить сильные удары без проведения предварительной физической или ментальной подготовки. Перекладины на которых вывешен Мук Янь Чжон, часто делают слишком короткими, и поэтому им не хватает гибкости, когда Вы наносите удары. Если перекладины удлинить, то манекен будет двигаться гораздо лучше.
Другое направление для модернизации – это подвижность Мук Янь Чжон вдоль этих перекладин. Можно изменить крепёж так, чтобы манекен во время тренировки перемещался на перекладинах влево и вправо, вынуждая ученика преследовать его, что улучшит подвижность и работу ног практикующего. Возможно, этого можно добиться, поместив манекен на ролики или что-то подобное подшипникам. В прошлом существовали различные виды манекенов. Тот, который использовался в храме Сиу Лам, состоял из центрального тела с “руками” и “ногами”, которое было закреплено на растяжках с боков. Когда эта конструкция раскачивалась вперёд и назад с помощью растяжек, то “руки” и “ноги” наносили удары и заставляли ученика отрабатывать технику на движущейся “мишени”. Да, в деревянный манекен, даже тот, который мы используем сегодня, можно внести много изменений. Известно, что существовал даже механический манекен, созданный человеком по имени Хо Линь. Этот мастер использовал двигатель, который двигал руки и ноги манекена довольно сложным, но всё же предсказуемым образом. Сегодня, имея компьютерные технологии, можно создать механический манекен, который будет действовать, и реагировать случайным образом. Существует много и других возможностей. Используя манекен, мы отрабатываем точность ударов, “таймин” движений, а также подвижность и эффективную работу ног. Если мы хотим добиться большего, развить большую силу, манекен должен обязательно изменяться. Во время тренировки с манекеном необходимо всегда использовать своё воображение. Вы должны воображать, что манекен является реальным противником. Нельзя обращаться с манекеном, как с “мёртвым инструментом”.
Вопрос: Являются ли тренировочные упражнения с Мук Янь Чжон систематизированными, существует ли какое-то движение ученика от более простых тренировочных упражнений к более сложным?
Ответ: Да, в Вин Чунь мы практикуем три различных формы, которые помогают развивать движение, технику, координацию, мышечную энергию и прочие качества, но они не дают Вам практического опыта применения техники к различным ситуациям. Именно поэтому деревянный манекен используется, чтобы развить навыки ведения боя. Существует 108 техник работы с Мук Янь Чжон, и все они изучаются в совершенно определённом и заранее установленном порядке. Изначально система Вин Чунь была создана так, чтобы ученик мог достич сравнительно высокого уровня мастерства за сравнительно короткий срок. Мук Янь Чжон использовался для того, чтобы помочь этому развитию. Он также использовался, чтобы обучить ученика поражать некоторые жизненные точки тела противника. В целом метод обучения был достаточно эффективным, но не простым.
Вопрос: Вы сами продолжаете регулярные тренировки на Мук Янь Чжон?
Ответ: Да, конечно. Я практикуюсь почти каждый день. Так регулярно, как только могу.
Вопрос: Вы проводите свои тренировки в уединении. Мысли во время занятий должны быть направлены внутрь человека или наружу?
Ответ: Во время практики формы Мук Янь Чжон я выполняю весь комплекс технических действий в определённой последовательности. Потом я отрабатываю только одну из техник и исследую её разновидности и возможные применения. Когда я делаю это, мои мысли направлены наружу (я думаю о позиции манекена), для того, чтобы я смог проанализировать технику полностью. Во время таких отдельных исследований полезно смотреть на то, что происходит перед нами. Но при размышлении о всём комплексе упражнений – форме Мук Янь Чжон, мысли могут быть направлены внутрь.
Вопрос: Ип Ман был последним Великим Мастером системы Вин Чунь. Сколько времени он лично занимался с Мук Янь Чжон?
Ответ: Много! В течение долгого времени он был один, и единственную реальную тренировку он проводил с деревянным манекеном. Он рассказывал мне, что в дни его юности Мук Янь Чжон был установлен на воротах со стороны дома, поэтому каждый раз, выходя из дома, он практиковался на манекене, а возвращаясь домой, повторял тренировку. Таким способом он получил большую практику. Однако, следует всегда помнить, что Мук Янь Чжон подобен только некоему общему руководству для практики и необходимо тратить много времени, исследуя бесчисленные возможные варианты исполнения и применения каждого движения формы. Например, китайцы использовали тренировочные методы подобные “визуализации” уже очень давно. Эта методика хорошо применима к обучению в боевых искусствах и особенно к тренировкам с Мук Янь Чжон. Манекен всегда следует рассматривать и представлять, как живого противника. Эффективное обучение спаррингу является очень и очень трудной проблемой. Через визуализацию (мысленные образы) можно развивать стратегическое мышление и добиваться правильной реакции на действия противника. Очень важно использовать подобные методы во время тренировки с Мук Янь Чжон.
Вопрос: Во время Вашего собственного обучения, были моменты, когда Вам казалось, что Вы достигли предела? Если это так, то как Вы это преодолевали?
Ответ: Человек может нанести тысячу, казалось бы, совершенно одинаковых ударов, но если Вы запишите их на видео и проанализируете, то обнаружите, что все они в чём-то различаются. Вы не можете сохранять постоянный уровень или стандарт исполнения техники на каждом занятии. Занимающийся боевыми искусствами должен стремиться к тому, чтобы пытаться и делать лучшее из худшего или возможного. Если, встав с постели, Вы чувствуете себя неважно, Вы должны сделать лучшее из того, что можете в этот день. Только чемпионы или подлинные мастера боевых искусств способны на это. Один совет, который я могу дать. Нужно поддерживать некоторое равновесие. Если Вы обнаруживаете, что в какое-то время ваша тренировочная программа становится слишком тяжёлой, следует или уменьшить программу или даже сделать перерыв. Невозможно выполнять предельные тренировочные нагрузки непрерывно. Мы можем всегда перейти к другим методам или аспектам практики, которые в данный момент лучше соответствуют нашему умственному или физическому состоянию. Мы можем тренировать глаза, работать над техникой рук, техникой ударов ногами, техникой перемещений, гибкостью, ручными формами, формами с оружием и так далее. Мы не можем выполнять все эти вещи каждый день, поэтому мы должны так планировать нашу программу практики, чтобы она соответствовала нашему энергетическому уровню и ментальному состоянию.
Вопрос: Существуют ли какие-то типичные общие ошибки, которые ученики делают при тренировке с Мук Янь Чжон?
Ответ: Да, конечно! Самая частая ошибка состоит в том, что ученик сам “превращается в манекен”. В тренировке с таким жёстким предметом как Мук Янь Чжон, очень легко стать жёстким самому. Закрепощённость – это ошибка. Движения становятся зажатыми и им не хватает “потока и непрерывности”. Снова замечу, что лучшее средство борьбы с этим – сделать манекен более “мягким”, в том числе и его “руки”. Это позволит использовать манекен без подобного закрепощения. Другая ошибка состоит в том, что многие ученики стремятся отрабатывать технику только на манекене. Чтобы овладеть “потоком и мягкостью”, нужно практиковать форму Мук Янь Чжон и без манекена, т.е. по воздуху, как и все другие формы. Если нанося удары по манекену Вы использовали своё тело для получения большего импульса, то практикуя форму без манекена Вы сразу увидите, что если манекен внезапно исчезнет легко потеряете равновесие. Поэтому, практикуя форму без манекена, мы развиваем более глубокое понимание равновесия, мягкость и текучесть формы. Вы не должны нарушать свой баланс во время тренировки с Мук Янь Чжон. Вы должны всегда поддерживать физическое и эмоционально-ментальное равновесие организма. Также, хорошо будет использовать техники из формы с Мук Янь Чжон в тренировке со своим партнёром. Это есть конечная цель практики Мук Янь Чжон. Деревянный манекен подобен книге, которую мы читаем. Это есть ресурс для знания и развития, но это – не ответ! Если кто-то задаёт нам вопрос, мы не можем бросить в него книгу вместо ответа. Знание находится внутри книги и принадлежит ей, но мы должны прочитать книгу и сделать знание своим собственным.
Вопрос: В чём Вы видите главное преимущество использования Мук Янь Чжон в практике Вин Чунь?
Ответ: Прежде всего, мы учимся поглощать и отклонять то воздействие, которое мы получаем потом от нашего противника. Мук Янь Чжон даёт прекрасные возможности для развития техники блокирования и парирования ударов. Учит, как поглощать силу удара, и как отклонять эту силу. Помогает в развитии “таймина”, точности ударов руками и эффективной работы ног. Мук Янь Чжон очень полезен для тренировки глаз. Имеются, конечно, и другие плюсы. Очень важная, это возможность тренироваться одному, когда нет партнёра.
Вопрос: Может ли Мук Янь Чжон быть полезен для представителей других боевых искусств?
Ответ: Конечно. Вы должны понимать, что мастер боевых искусств является хозяином своих тренировочных “инструментов”, а не их рабом. Я не вижу причин, по которым мастера других школ и стилей не могли бы использовать Мук Янь Чжон. Это можно делать, независимо от стиля, если использовать своё воображение. Визуализация имеет много положительных моментов, которые представители других стилей могли бы применить с пользой для себя. Мук Янь Чжон – это универсальное устройство. Я уверен, что манекен был бы полезен представителям многих других боевых искусств.
Журналист: Сифу, благодарю Вас не только за потраченное время и знания, но и за вашу готовность поделиться с нами вашим личным пониманием полезности и важности тренировки с Мук Янь Чжон.
2. Мук Янь Чжон – деревянный манекен используемый для тренировок в стиле Вин Чунь.
Обычно манекен состоит из деревянного ствола и рычагов на нём имитирующих три руки и одну ногу. Нога и руки манекена располагаются таким образом, чтобы имитировать противника в атакующей стойке.
Первые традиционные манекены Вин Чунь были абсолютно неподвижными, в некоторых школах их используют и сейчас, и называют “жёсткими” или “мёртвыми” по способу крепления. В настоящее время большинство мастеров в своих школах используют так называемые “живые” манекены, которые крепятся в упругой пружинящей раме, что делает манекен немного подвижным. Во время работы с таким манекеном эта небольшая гибкость даёт ученикам более реальные ощущения живого противника.
Для выбора правильной дистанции перед работой с манекеном часто используют технику двойного Ток Сао (“Подбивающая” рука или рука “Поднос”) – подбив рук снизу ладонями, локти свешены в 15 см от тела.
Перед началом работы с манекеном рекомендуется выполнить серию подготовительных упражнений для ног по перемещению в стойках И Цзи Ким Юн Ма и Баай Чжон, а именно шаги: Хюэнь Ма, Биу Ма, Чаан Ма, Чжуэнь Ма, Чжао Бо или Чжао Вай), Саам Гок Ма, Даап Бо и Бин Ма.
Полный объём работы на деревянном манекене состоит из восьми больших частей включающих 108 движений. Кроме этого существует восемь разделов по отработке на манекене ударов ногами.
Регулярная отработка этих техник укрепит ваши руки и ноги, разовьёт чувство дистанции и равновесия, увеличит внутреннюю силу.
При отработке на манекене прямых протыкающих ударов пальцами Биу Цзи, а также техник Лаап Да и Таань Да – верхняя и средняя части манекена обвязывают плотными полотенцами.
3. Мук Янь Чжон – форма с деревянным манекеном в системе Вин Чунь.
Был манекен создан до рождения стиля Вин Чунь или Вин Чунь был создан до появления деревянного манекена – сложный для ответа вопрос, требующий специальных исследований. Однако в существующих о китайском кунфу легендах говорится следующее…
В монастыре Сыулам (Шаолинь) в древности существовала “Аллея деревянных манекенов”. Вероятно, в неё входили деревянные манекены различных конструкций для интенсивных тренировок. Ранней формой деревянного манекена мог быть простой прямой деревянный столб, который заменял противника. Позднее основатели Вин Чунь существенно улучшили его конструкцию, внеся три “руки” и одну “ногу”. В таком виде он существует и в настоящее время. Также и первоначально простые упражнения работы с манекеном развивались и воплотились в систематизированный комплекс движений, известный ныне как форма Мук Янь Чжон.
Стоит отметить, что в юные годы Ип Мана, когда стиль Вин Чунь начал культивироваться в Фатсаане (Фошане), техника деревянного манекена включала 140 движений, разбитых на десять частей в целях лучшего освоения. Уже будучи зрелым мастером Ип Ман переехал в Гонконг, где открыл школу и стал обучать Вин Чунь всех желающих (до этого стиль был секретным и преподавался за закрытыми дверями в узком семейном кругу). Передавая знания ученикам Ип Ман посчитал, что техника Мук Янь Чжон слишком громоздка и сложна, и сократил её до 108 движений (число 108 – одно из самых любимых в Китае и важнейшее во всей нумерологии). Также существует вариант формы Мук Янь Чжон Ип Мана, состоящий из 116 движений.
Для практикующего Вин Чунь Мук Янь Чжон – это не просто деревянный тренажер. Манекен имитирует противника и даёт возможность отрабатывать практически весь арсенал техник Вин Чунь.
Мук Янь Чжон это форма из 108 или 116 движений Вин Чунь, которая выполняет три важные практические задачи:– манекен имитирует партнера, на котором можно выполнять все техники, и который не устанет и не получит травму;
– манекен дает практикующему чувство: центральной линии, направления движения, угла и стратегии боя;
– манекен, благодаря своей конструкции, формирует движения бойца и закаляет его руки и ноги.
4. Мук Янь Чжон – деревянный манекен стиля Вин Чунь.
Использование тренажеров и различных приспособлений в практике боевых искусств, практиковалось в Китае издавна. В основном дело решали тренировки с оружием, а это в свою очередь способствовало росту мышечной массы, что укрепляло сухожилия и улучшало стабильность позиции тела. Недостатком тренировок, такого типа, было отсутствие непосредственного отношения к техникам боя без оружия, поэтому образовался ряд приспособлений, целью которых, было создание иллюзии реального поединка. Вначале, это были простые мешки, подвешенные свободно, либо на стене, которые служили для тренировок ударов и сильных толчков. Со временем мешки принимали разнообразные формы. Большой вклад в развитие тренировочных приспособлений внесли мастера школ Кунфу провинции Фуккинь (Фуцзянь). Во времена династии Цин этот процесс достиг пика. Вначале, для развития техник движения, на основе буддийской свастики было создано приспособление из пяти, а после и более десяти, вбитых в землю столбов. Тренировка проходила либо на них, либо рядом с ними. Следующим этапом стало создание модели противника, называемой “деревянным человеком”. Постепенно, творческий процесс привел к созданию манекенов большой сложности, даже с возможностью ограниченного движения. В некоторых случаях их начали использовать для тренировок с оружием. Процесс развития методов тренировок, путем создания приспособлений, имитирующих противника, достиг наибольшего размаха в конце XVIII – начала XIX веков в провинции Фуккинь, и распространился по всему Южному Китаю. Особенно высокого уровня он достиг в соседней провинции Квааньтун (Гуаньдун). Все они принадлежат к категории Чжон – т.е. манекенов.
Система Вин Чунь развила свой собственный набор манекенов. Их три вида:
1. Саа Чон Дой – настенная сумка наполненная песком или каменной крошкой, для тренировки ударов, иногда дополняемый тяжелым висячим мешком для отработки ударов ногами;
2. Сан Син Чжон – манекен применяемый для отработки движений и ударов ногами;
3. Мук Янь Чжон – деревянный манекен.
Мук Янь Чжон был создан, в периоде между 1830 и 1850 годами, в школе Мастера Леун Цзааня. Сначала это был столб, вкопанный в землю. Со временем его начали эластично закреплять, сначала в раструбе в полу, потом на эластичных планках. Во всех случаях конструкция столба одинакова, в человеческий рост, из дерева. На высоте груди имеет две подвижные руки, одну руку посередине, имитирующую в отдельных случаях ногу, а также одну ногу внизу.
Мук Янь Чжон форма имеющая высокий уровень сложности, корректирущая правильное использование знаний, полученных при изучении всех форм стиля Вин Чунь. На ней отрабатываются не только толчки и удары, но и способы движения в исполняемых техниках. Отдельные техники собраны в секции, исполняемые в определенной последовательности. В начальной версии тренировок на манекене, было свыше 140 техник в отдельных секциях, ныне их число уменьшилось в большинстве школ до 108. Этому есть несколько причин. Основным было то, что этим техникам обучали только самых “продвинутых” учеников, что ограничивало их количество. Во-вторых, современная версия техник на манекене, происходящая от Великого Мастера Ип Mана, соединяет в себе знание двух его учителей Чань Ваа Суня и Леун Бика, что привело к тому, что Ип Ман убрал много “цветистых”, малоэффективных движений.Техника манекена, подобно всей системе Вин Чунь, жива до сих пор. В 50-х годах Ип Mан обучил технике Мук Янь Чжон несколько лучших своих учеников, внося некоторые изменения. Поэтому современные техники Мук Янь Чжон, отличаются одна от другой. Здесь нужно заметить, что количество отрабатываемых на манекене техник не имеет большого значения. Ключом к успеху, в этом процессе, является усвоение “внутреннего” знания. Отдельные техники в рамках одной части не являются обычно техниками против одного противника, а обучают стратегии боя с несколькими. Поскольку манекен неподвижен, сам по себе должен двигаться практикующий.
Как ранее говорилось, в основном манекен служит для исправления ошибок, которые могут возникнуть во время ближнего боя. Из этого следует, что большинство предварительных техник уже выполнено с ошибкой. Если не понять суть этих движений, то это непосредственно переносится на ситуации в бою, что только закрепляет эти ошибки. Поэтому, лучше вовсе не работать на этом приспособлении. Сутью системы Вин Чунь является простота, а не усложнение метода ненужными телодвижениями. Поэтому простейшие и ключевые техники на манекене, находятся в двух первых частях, до этого, когда-то, им обучали только в конце формы Мук Янь Чжон. Великий мастер и наставник Чань Ваа Сунь, перенёс её в начало формы и именно с них сейчас начинается обучение.