Отношения «Учитель — Ученик»

Учитель — ученик

В китайской традиции отношения мастера с учеником занимали и занимают важнейшее место, представляя особые этико-моральные связи. Как говорили, «кто был Учителем один день, тот считается отцом на всю жизнь». Понятия «пойти в ученики» и «учиться мастерству» связаны тесной, обоюдной связью. Вне зависимости от сферы деятельности, от конкретной школы или места обучения, будь то мастерская или храм, павильон изучения боевых искусств или театральная труппа — повсюду устанавливаются статусные отношения. Это есть логическая предпосылка к понятиям «идти в ученики» и «учиться мастерству» (что предполагает овладение знаниями, образованием, искусством и т.д.).

Патриарх Ип Ман с учениками

Семейные этические представления прямо переносились на отношения «Учитель-ученик». Наставник является авторитетом для ученика, ровно так же, как отец – авторитетом для сына. Все, кто учились в школе, знали смысл выражения «наказать линейкой», но и во многих других сферах тоже существовали суровые формы наказания. При этом наказываемый не имел права жаловаться. Как наставник, так и ученик, все понимали важность методов наказания, даже существовала поговорка «Без палки нет ученья». В традиционном обществе в основе отношения к Учителю лежало уважение, считалось, что Учитель владеет истиной в конечной инстанции, и его задачей было исправлять ученика, помогать преодолевать ошибки.

Патриарх Ип Ман и его ученик Брюс Ли

Ритуал принятия в ученики «Баайсы. Согласно традиционной иерархии, отношения «Учитель-ученик» уступали только отношениям «отец-сын». Об этом говорила поговорка «Родили меня отец с матерью, а воспитал меня мой наставник». Существовал обычай: став учеником, ты целиком переходил во власть учителя, родители не имели права вмешиваться, вплоть до того, что даже не могли видеться с ребёнком. Установление такой важной связи, естественно, требовало торжественного ритуала, гарантировавшего её закрепление и соблюдение.

Обычно ритуал принятия в ученики делился на 4 части. Прежде всего, совершалось поклонение основателю данной школы и божествам-покровителям данного учения, ремесла или практики. Это был символический акт, передававший уважение к выбранной практике и преданность ей, и одновременно моленье о покровительстве со стороны божеств и предков с тем, чтобы ученье было успешным. Вторая часть ритуала – это церемония поклонения Учителю. При этом Учитель и его жена садились на почётное место, ученик же отбивал три поклона челом о землю, а после этого на коленях вручал Учителю «красный конверт» — хунбао (обычно дарится на праздники с деньгами внутри) с письменным заверением о своем желании идти в ученики и подавал Учителю чашку чая. Затем Учитель торжественно читал наставления, объяснял законы школы и давал ученику новое имя. Смысл наставления заключался в требованиях почитания предков, соблюдения правил школы, честности и порядочности в поведении, усердности в овладении знаниями. В школах боевых искусств обязательно говорилось о том, что обучение сопровождается морально-этическими требованиями к ученику.

Церемония Баайсы в музее Ип Ман Тон

Педагогическая деятельность Учителя, помимо развития его собственных личностных качеств и умений, также имела важную социальную значимость. Считалось, что если человек в состоянии через свой жизненный опыт помочь развитию других людей, то это неизмеримая заслуга и добродетель.

В буддизме выделяют три формы благодеяний, относящихся к разным категориям. Во-первых, это материальные благодеяния, помощь людям деньгами и ценностями, чтобы вывести их из беды. Во-вторых, это методические благодеяния, когда человека учат способам и правилам поведения – как строить отношения с другими людьми, как решать жизненные проблемы. И, наконец, в-третьих, это благодеяние, заключающееся в передаче бесстрашия, что означает давать людям надежду, чтобы люди могли жить без страха. На мой взгляд, хороший Учитель непременно должен уметь совершать благодеяния на уровне второй и третьей категории, а это требует строгого подхода к собственным словам и поступкам, непрерывного учения и повышения собственного уровня.

Ученик, который намерен развивать свои способности, должен много спрашивать, усиленно учиться и работать. И ещё можно дать два маленьких совета: «Будь сладок в речах и не скупись на движения рук и ног». Первый совет легко понять – он означает, что надо быть вежливым и уважительным в речах, почаще говорить: «Извините, пожалуйста», «прошу Вас» и пр. А не «Эй, дай мне, покажи мне». А второй совет означает, что ученик должен быть усердным и инициативным, и не лениться «двигать руками и ногами».

Отношения в школе Вин Чунь

Восточный принцип отношений в школе Вин Чунь строится по принципу семьи, где Учитель является отцом, а ученики — его дети, внуки и родственники. В отражении своем ученик является отцом, а Учитель сыном.

Традиция передаётся от сердца к сердцу. Ученик как младенец, он даже не помнит о милостях, оказываемых ему учителем, да и Учитель на самом деле относится с полным беспристрастием к своим чадам, ибо учение является для него божественно чистым желанием. В боевом искусстве Вин Чунь существуют различия между тем, что обладает формой и бесформенным. Обладающие формой — это движения руками и ногами, стойки и повороты. Разучивая их день и ночь, их легко перенять. Бесформенное — это внутреннее постижение, о котором нельзя сказать словами. Перенять его трудно. Старые Учителя в своих наставлениях часто подчёркивали, что ученик во время занятий Кунфу ни в коем случае не должен думать о том, как ударить человека. Такие мысли, воспитывающие в нём агрессивность и коварство, только помешают ему обрести духовную свободу.

Сифу Самуэль Квок с учениками

Мудрость традиции — это способность всегда быть адекватным ситуации, что значит также всегда быть «другим»: быть покойным среди действующих и недостижимым среди доступных, умирать в жизни и жить в смерти. Но превыше всего — быть великим в великий момент. Это обусловлено не только тем, что передача внутренней, сложной техники Вин Чунь требует непосредственного общения Учителя и ученика через руки, чувствительность и рефлекторные импульсы, но и фактор этических и духовных отношений накладывает ответственность за действия учеников, как во время обучения, так и в повседневной жизни и в экстремальных условиях. На востоке почитание старших, родителей, — это основа развития личности. Вин Чунь среди продвинутых мастеров боевого искусства называют «Чёрный Вин Чунь». Это оружие защиты и нападения, где нет никаких правил; можно всё. Как быть с этикой, если эти принципы перейдут в жизнь?

Стройная концепция свободного духа в школе Вин Чунь основывается на даосских принципах слияния человека с природой; и не просто с природой зверей, змей и птиц, но и с природой развитого сознания человека, впитавшего в себя многовековой опыт религиозно-этических и философских воззрений. Это осознанная необходимость, основанная не на личном эгоизме, а на целостном понимании развитого человека, где любая традиция включает в себя десять заповедей. Каждый раз человек или воин в экстремальных ситуациях должен включать в её решение наивысшие человеческие ценности, а не внешние действия зомби. Один из Чаньских постулатов гласит: «увидишь Учителя — убей Учителя, увидишь Будду, убей и Будду».

Сифу Самуэль Квок с личными учениками

Спутанные смысловые понятия в европейском сознании рождают мыслей-монстров, которые стремятся поглотить естество человека, его природную способность к любви и созиданию. Мысли кидаются друг на друга и, в конечном счёте, пожирают самих себя, подталкивая человека к саморазрушению. Отсюда страх, недоверие к себе и к людям.

Девять стадий процесса трансформации отношений между Учителем и учеником в европейском сознании (из работ философа, психолога и писателя Валентина Куклева):

  • Восхищение и очарование Учителем;
  • Приверженность, следование и прислушивание к Учителю;
  • Признательность, благодарность, доверие Учителю;
  • Сотрудничество, взаимодействие, финансовые ресурсы с Учителем;
  • Переход симпатии в эмпатию. Поиск внутренних смыслов в отношениях с Учителем;
  • Отчуждение, дистанцирование, отделённость от Учителя;
  • Приказывание, доминирование, отход от Учителя;
  • Перемена отношений, измена Учителю;
  • Убийство образа Учителя.
Девятая стадия отношений

Важно, чтобы ученик смог преодолеть собственную иллюзию об идеальном Учителе и человеке, и смог бы объективно принять всю полноту знаний и опыта и смысл, передаваемый Учителем, не смешивая личные качества и смысл учения. Это необходимо, чтобы стать самостоятельным, чтобы встать на путь сотрудничества, Учителя и ученика, отца и сына.

Боевое искусство Вин Чунь — одно из самых сакральных знаний, и поэтому требует от учеников истинной духовности, открытого сердца, где Учитель и ученик открывают внутренний смысл и тайны школы Вин Чунь.

Жизненный идеал в традиционной китайской культуре, в отличие от Европы, не есть ни познание, ни творчество. Китайский мудрец не стремится ни познать мир с целью владеть им, ни оставить след в этой жизни, выразив себя без остатка. С гениальной простотой, достойной одной из древних цивилизаций мира, китайская традиция объявляла высшей целью жизни «питание», «вскармливание» самой жизни. Мудрый человек, по представлениям китайцев, потому и мудр, что вкушает «от полноты жизненных свойств». Он умеет наслаждаться жизнью, не разрушая её, но, напротив, восстанавливая её высшую ценность.

В древних даосских книгах утверждается: «человеческое — снаружи, небесное — внутри»; «человеческое есть то, что делает людей одинаковыми, небесное есть то, что делает каждого единственным».

Западный ученик

На Востоке земной Учитель — это всё для ученика. Людям западной культуры не только трудно следовать этому, но трудно даже понять, что это значит. Западные люди воспитаны в духе свободы.

Западные ученики постоянно обсуждают и критикуют своих Учителей. Их чувство собственной значимости непомерно велико.

Для большинства западных учеников это является проблемой всю жизнь. Они бродят из школы в школу, сомневаясь в том, достойна ли эта школа, принять их. Жизнь проходит, а они так ничего и не достигают. Им не хватает веры и видения единого во всем («Единство в многообразии»). А ведь именно у единого и нужно учиться.

Критикуя Учителя, западные ученики самоутверждаются, взращивая необоснованное самомнение. Некоторые из них, перебегая из школы в школу, в конце концов, начинают что-то понимать в какой-то очередной школе и ошибочно приписывают это заслугам Учителя последней школы, отрицая и осуждая предыдущих Учителей, утверждая, что те мало знали или плохо учили. Но при этом они снова не осознают тот факт, что без фундамента, заложенного прежними Учителями, понимание в новой школе было бы невозможно.

Процесс обучения бесконечен. Возможно ли было бы учиться далее и воспринимать «настоящих» Учителей, не понимая языка или не умея читать? Все, конечно, зависит от метода передачи знания в той или иной школе, но любая школа имеет смысловые коды. И они не менее важны в общем процессе обучения, чем концептуальные составляющие.

На самом деле нет никакого антагонизма между бывшими учениками и их Учителями. Ведь знание — одно. Просто какой-то этап их взаимодействия завершился. И они, всё равно, больше спутники, чем «что-то чуждое». Ведь если посмотреть на других людей, которые руководствуются в жизни вообще диаметрально противоположными принципами, то кто всё-таки ближе? Учителя — это старшие братья. А процесс обучения в жизни каждого — это одна непрерывная линия.

Следует заметить, что распри между последователями различных школ коренятся именно в этой причине — в самоутверждении собственных преимуществ из корыстных соображений. В самих названиях школ воинских искусств, имеющих дополнительные имена — специализирующие, патентообразующие или авторские, — коренятся ослабляющие тенденции разделения. А традиция-то одна. И Кунфу означает единение… Которое, без сомнений, спасёт мир.

Те сообщества, которые осознают это и руководствуются принципом единства: национального, духовного, профессионального, общечеловеческого, — идут вверх и процветают в мире.

Для того, чтобы следовать за Учителем и полноценно использовать его практический опыт через разработанные им методику и упражнения, совершенно необходимо не просто доверять его знаниям, но абсолютно верить в него, без сомнений. Вот в этом обычно и возникает проблема у западных учеников. Им необходимо видеть собственными глазами демонстрацию превосходства Учителя, и именно поэтому Учителя используют всевозможные «ловушки» для учеников. Но не для того, чтобы повредить им, а, наоборот, с целью компенсировать их недостаток веры, преодолеть сомнения и достичь истинного знания.

Но существует и обратная проблема. Среди самых достойных земных Учителей очень мало идеальных. Они, так же как и Вы, — всего лишь части целого и слуги единого. И максимум того, что они могут сделать, — это отразить несравнимую мощь и великолепие единого. Не говоря уже о том, что некоторые из них пользуются своим положением в корыстных целях. Поэтому их можно любить и у них нужно учиться, но никогда не следует терять бдительность и идеализировать их.

Следует помнить, что Вы кланяетесь не священнику как человеку, а его сутане и божественному предназначению. И таинство духовной инициации заключается не в подавлении кого-то кем-то, а в Вашей способности быть смиренным, преклонять колени и воспринимать.



Случайное фото

Новости

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ СИФУ!

Дорогой Сифу Самуэль Квок! От всей души поздравляем Вас с Днём рождения! Пусть сбываются все Ваши Мечты, и осуществляются все Цели. Желаем Вам Любви и Радости, крепкого ... /далее.../

НАБОР В ГРУППЫ В ЛЫТКАРИНО (МО)

для всех желающих с 16 лет и старше: Зал в Лыткарино, МО ул. Степана Степанова, д. 6 Группа для взрослых:Пн, Ср и Пт (20.00 - 22.30)Инструкторский день:Последнее Вс месяца (13.00 ... /далее.../

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Пн, Вт, Ср, Чт, Пт и Сб (12.00 - 18.00) Проработка и правка форм Вин Чунь и их применения; Проработка циклов Чи Сао и свободная парная работа; Разбор и проработка вопросов ... /далее.../

ИНСТРУКТОРСКИЙ ДЕНЬ

Последнее Вс. месяца с 13.00 до 18.00 в Штаб-квартире отделения, МО, г. Лыткарино! День совместной практики Инструкторов и Аттестованных занимающихся! Работа самостоятельная ... /далее.../

«ШЁЛК И БАМБУК» — КЛАСС ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКИ

Для всех желающих! Уроки игры на традиционных китайских инструментах - семиструнной цитре Цинь, бамбуковых флейтах Сяо, Дицзы и глиняной окарине Сюнь. Прекрасные древние ... /далее.../

/ все новости /